Первый тайм мы уже отыграли...

Первый тайм мы уже отыграли...

Наступил новый этап реформы самоуправления На протяжении всего прошлого года «МК» в Питере» освещал работу областных властей по реформированию органов местного самоуправления.

Наступил новый этап реформы самоуправления

На протяжении всего прошлого года «МК» в Питере» освещал работу областных властей по реформированию органов местного самоуправления. В каком-то смысле множество законопроектов, разработанных и принятых региональным правительством и парламентом к 1 января текущего года, явилось лишь подготовительной работой по преобразованию муниципалитетов. В 2006 году пройдет практический, не менее ответственный этап реформы МСУ.

Напомним, что инициатива реформирования местного самоуправления принадлежит федеральному центру. Именно в рамках федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в Ленинградской области, впрочем, как и в других субъектах федерации, проводилась планомерная работа по «облагораживанию» муниципальной власти. Согласно «велению свыше», преобразившаяся местная власть должна приступить к исполнению своих непосредственных обязанностей с 1 января 2006 года. А это значит, что вслед за подготовкой необходимой законодательной базы регионалам предстоит решить множество смежных вопросов. Ведь шагающая по стране уже больше года реформа местного самоуправления затрагивает практически все сферы общественной жизни.

Впрочем, принижать значение завершенного первого этапа тоже не стоит. За 2005 год полностью изменена нарезка муниципалитетов на территории Ленинградской области. Так что с будущего года в регионе начнут свою деятельность органы власти 222 муниципальных образований. Причем для каждого из них уже определен установленный федеральным законодательством статус в рамках двухуровневой системы.

К муниципальным образованиям первого уровня относятся городские или сельские поселения. Им предстоит решать проблемы электро- и теплоснабжения, связи, торговли, опеки и попечительства и многие другие, непосредственно связанные с жизнеобеспечением населения. Таким образом, новое законодательство, вероятно, направляет все усилия муниципальных образований первого уровня только на решение насущных проблем жителей.

Местная власть второго уровня будет представлена в виде муниципальных районов. Им, в свою очередь, предстоит решать вопросы, непосредственно связанные с реализацией общерайонных проектов. То есть в компетенции муниципалитетов второго уровня — обеспечение интересов нескольких или всех муниципальных образований, входящих в состав муниципального района.

По сравнению с ныне действующей схемой, существенные изменения ожидают как организационные, так и финансовые основы местного самоуправления. Так, если в настоящее время муниципальные образования первого уровня полномочны иметь только представительный орган, то уже со следующего года разнообразие ветвей власти в муниципалитетах изменится. Согласно новому законодательству, на низовом уровне появятся исполнительно-распорядительные органы власти. Более того, по желанию жителей конкретного муниципального образования может появить-ся и некий аналог контрольно-счетной палаты «первого уровня».

Также за оставшееся время предстоит максимально точно выверить финансовые возможности будущих муниципальных образований. Это необходимо сделать для того, чтобы не сложилась опасная ситуация, когда в соседствующих районах одного субъекта федерации уровень жизни граждан имел бы существенную градацию. Самостоятельность же бюджетов органов местного самоуправления, а также финансовые источники пополнения муниципальных бюджетов предстоит закрепить в соответствующих законах.

При этом исполнительная власть Ленинградской области в вопросе проведения муниципальной реформы старается исходить из медицинского «Не навреди!». Как не раз отмечал губернатор Валерий Сердюков, в регионе должны быть сохранены единые региональные технологические цепочки, касающиеся транспорта, нормативов и гарантий медицинского и социального обеспечения населения. А это значит, что в условиях идущих вовсю преобразований задача муниципальных органов власти заключается, прежде всего, в сохранении выстроенной сегодня худо-бедно работоспособной системы управления регионом. При этом не только жители Ленобласти, но и будущие главы муниципальных образований должны осознавать следующее. Именно от реализации своих полномочий (которые значительно расширяются новым законодательством) в значительной степени будет зависеть и коммунальное обслуживание жилых домов, и благоустройство самих населенных пунктов, и, конечно же, нормальная работа поликлиник, школ и детских дошкольных заведений. Безусловно, все это необходимо четко осознавать и самим избирателям, когда они будут выбирать новые органы муниципальной власти. Кстати, законодательством уже определена и дата проведения муниципальных выборов: второе воскресенье октября 2005 года.

И тут необходимо сделать маленькое агитационное отступление. Муниципальная власть — это тот самый орган власти, который, по идее, призван быть, что называется, на расстоянии вытянутой руки от проживающих на территориях граждан. А потому, вероятно, предстоящий всем нам выбор в рамках избрания представительной и исполнительной ветвей местного самоуправления переоценить невозможно. В каком-то смысле вопрос даже серьезнее, нежели на выборах вышестоящих органов власти. И пускать решение данной проблемы, что называется, на самотек было бы просто нелогично. Потому что именно будущей муниципальной власти предстоит оперативно реагировать на обращения и нужды граждан.

Кстати, отрицательный пример в этом вопросе показали недавно жители Санкт-Петербурга. После нескольких провалившихся попыток избрания муниципальных советов местная власть была «укомплектована» только в результате включения серьезного административного ресурса да привлечения потенциальных избирателей дешевыми продуктовыми наборами. Безусловно, о качестве такого выбора говорить просто не приходится. Впрочем, пока подобная ситуация является для Ленинградской области теми самыми чужими ошибками, на которых стоит учиться.

В настоящее же время, когда реформа местного самоуправления в нашем регионе находится в стадии второго этапа, остро стоит вопрос распределения муниципальной собственности. Иначе говоря, в районах Ленобласти сейчас стартовала муниципальная инвентаризация. А данный вопрос, что называется, не терпит суеты. Потому что новым муниципальным образованиям предстоит принять на баланс необходимое для выполнения прописанных в законе полномочий имущество.

Любопытно, но даже на нынешнем этапе в областном правительстве, на самом деле, сомневаются в необходимости проведения реформы системы местного самоуправления. По мнению специалистов, действующая ныне система, конечно, требовала некоторых поправок, но была вполне работоспособной. А в чем-то, может быть, даже более выгодной, нежели предписанная федеральным центром. Более того, как отметил на состоявшейся в конце прошлой недели пресс-конференции председатель комитета по содействию органам местного самоуправления Юрий Марасаев, реализовываемая ныне реформа системы МСУ — третья за последние двенадцать лет! И уже сейчас можно сказать, что «притирка» новой системы потребует не только отвлечения людских ресурсов на реорганизацию, но и внесения определенных правок в само законодательство. Остается только надеяться, что в данном вопросе «овчинка» и в самом деле «стоила выделки».

Дмитрий КУЗЬМИН
Газета Московский Комсомолец в Питере №6/9 за 09-02-2005