Выборное ноу-хау

Выборное ноу-хау

Чьи интересы будут представлять муниципалы? Итак, законодательная и исполнительная власти Ленинградской области с 1 января этого года приступили к реализации второго этапа общероссийской муниципальной реформы.

Чьи интересы будут представлять муниципалы?

Итак, законодательная и исполнительная власти Ленинградской области с 1 января этого года приступили к реализации второго этапа общероссийской муниципальной реформы. О существе первого этапа, который растянулся на весь 2004 год, «МК» в Питере» рассказывал в № 6 от 9 февраля. Теперь же подавляющее большинство муниципалитетов (если не все!) замерло с вопросом почти по классику: что год грядущий нам готовит?

В ходе заседания Законодательного собрания Ленобласти, которое состоится сегодня, в среду, парламентариям предстоит рассмотреть проект закона «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области». Впрочем, депутатская постоянная комиссия по здравоохранению и социальной политике областного ЗакСа на прошлой неделе одобрила данный законопроект для принятия в первом чтении. Так что предмет для исследования уже есть.

Напомним, что в результате первого этапа преобразования муниципалитетов к началу этого года совместными усилиями исполнительной и законодательной ветвей областной власти были установлены границы 222 муниципальных образований. Причем отныне местная власть будет двухуровневой, что полностью соответствует федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления. Теперь же на повестке дня стоит вопрос избрания депутатов представительных органов МСУ и должностных лиц местного самоуправления. С большой долей вероятности можно утверждать, что пройдут они одновременно во всех муниципальных округах и районах Ленинградской области. Предполагаемая дата выборов — второе воскресенье октября текущего года. Кстати, такие фиксированные для всех выборы являются определенным новшеством. Причем не единственным.

Вообще, необходимо отметить, что законодательство о выборах, в том числе об избрании местного самоуправления, претерпело достаточно заметные изменения. И поскольку федеральный закон изменился, то некоторые нормы принятого в 2000 году областного закона «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» вошли с ним в определенное противоречие. И новый одноименный законопроект призван их устранить.

Так, например, предложенный парламентариям документ реализует положение федерального закона, которое устанавливает, что основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является «факт нахождения его места жительства на территории этого участка». А в случае нахождения места жительства на территории избирательного округа в целом — факт временного пребывания на территории одного из участков избирательного округа. Таким образом, устраняется формулировка из предыдущей редакции закона о «преимущественном проживании». Дело в том, что данный термин не был, что называется, расшифрован, а потому допускал неверную трактовку и, как следствие, искаженное применение. Теперь одним поводом для неверного прочтения закона, вероятно, будет меньше.

Предпринята попытка регламентировать и еще один вопрос, ранее вызывавший достаточно много споров. Речь о порядке включения в списки избирателей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в расположенных на территории того или иного муниципалитета воинских частях. Если предлагаемый законопроект будет принят, то в ближайшем будущем списки будут составляться с использованием государственной автоматизированной информационной системы «Выборы» отдельно по каждому избирательному участку.

Присутствуют в проекте закона и избирательные «ноу-хау». Так, предусмотрено образование в муниципальных районах, городских и сельских поселениях муниципальных избирательных комиссий, которые, собственно, и будут организовывать подготовку и проведение выборов. При этом во время выборов депутатов представительного органа данные комиссии будут вышестоящими инстанциями по отношению к окружным, а во время выборов должностных лиц — по отношению к участковым комиссиям. Следует также отметить, что муниципальные избиркомы будут наделены статусом юридического лица, а свою работу будут осуществлять на постоянной основе со сроком полномочий четыре года. Правда, механизм работы всех избирательных комиссий пока до конца не проработан.

Конечно же, в соответствии «с духом времени», то есть, вероятно, с командой сверху, предполагается повысить статус политических партий. В частности, в вопросе выдвижения кандидатов. Повысится и статус уже избранных муниципалов.

Не могли разработчики законопроекта обойти вниманием и такую важную составляющую любых выборов, как финансовое обеспечение и контроль над ним. Последний будут осуществлять контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях.

Впрочем, некоторые новшества не могут не настораживать. Так, воспользовавшись нормами федерального законодательства, разработчики законопроекта предлагают установить порог явки на выборы по минимальному пределу — 20 процентов. Мотивировка проста: добиться ранее предусмотренной явки в 25 процентов не всегда удается. Однако, похоже, власти решили пойти по пути наименьшего сопротивления, тем самым принижая сам статус муниципалов. Ведь избранный «минимумом голосов» орган может считаться представительным только номинально: представлять-то придется интересы явного меньшинства граждан. Ради этого ли «выделывается овчинка» МСУ? Очевидно, необходимо активнее вовлекать жителей области в вопросы местного самоуправления, подробнейшим образом разъясняя суть муниципальной власти.

Что же касается самого законопроекта, то, исходя из имеющихся претензий правового управления областного парламента, можно предположить, что его судьба совсем безоблачной не будет.


Газета Московский Комсомолец в Питере №8/13 за 23-02-2005