Местная головная боль

Местная головная боль

Как и предсказывал «МК» в Питере» в прошлом номере, Законодательное собрание Ленинградской области приняло на прошлой неделе...

Как и предсказывал «МК» в Питере» в прошлом номере, Законодательное собрание Ленинградской области приняло на прошлой неделе в первом чтении законопроект «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области»

Данный проект был представлен избирательной комиссией области в рамках продолжающейся муниципальной реформы

Впрочем, помимо подготовки к выборам местного самоуправления озаботились парламентарии и перераспределением полномочий между региональной властью и муниципалами. Это необходимо было сделать в связи с тем, что после изменения федерального законодательства иным стал и порядок делегирования государственных полномочий субъекта федерации органам местного самоуправления. Так, действующее федеральное законодательство запрещает передачу полномочий органам МСУ без соответствующих бюджетных субвенций. К тому же, часть полномочий, которые ранее были закреплены за муниципалитетами, теперь отошла в список прямых «исполнительских» обязанностей непосредственно субъекта федерации.

Теперь у вновь образованных муниципальных образований отозваны полномочия по принятию решений о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование в пределах квот, установленных правительством Ленинградской области. Также теперь не в компетенции местной власти охрана от пожаров и защита от вредителей и болезней лесов. Не смогут муниципалитеты отныне заниматься и информированием, воспитанием, образованием и просвещением населения по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Охраной и воспроизводством объектов животного мира и среды их обитания теперь также будет заниматься областная власть.

Впрочем, похоже, не все исполнители довольны тем, что им приходится исполнять. Некоторые чиновники уже высказывали критические замечания в адрес идущей муниципальной реформы. На прошлой неделе свои сомнения относительно происходящей трансформации местного самоуправления высказал и глава исполнительной власти Ленинградской области. Произошло это на заседании координационного совета при полномочном представителе президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

— Муниципальные власти не смогут использовать полномочия, предоставленные им в рамках реформы местного самоуправления», — заявил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. По мнению наблюдателей, в законах № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”» и № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» слишком много непродуманных статей. Не исключено, что это стало следствием того, что данные законы не были согласованы с региональными и муниципальными властями. Так что отчасти неудовольствие главы региона можно понять: ведь отвечать за исполнение воли федеральных законодателей придется именно губернатору.

Вероятно, на нынешнем этапе рано говорить о разграничении полномочий между региональными и муниципальными властями. Ведь, по оценкам наблюдателей, до сих пор большинство участников процесса само не может разобраться с правами и обязанностями федеральных агентств и других органов федеральной власти. Также в новом законодательстве нет четкого указания, как будут избираться главы муниципальных образований. Например, выборы могут быть прямыми, а могут происходить по той же схеме, что и губернаторские. То есть сначала избираются муниципалы, а потом они избирают главу своего образования.

Но больше всего, по некоторым данным, главу региона волнует проблема отсутствия необходимых кадровых резервов. Более того, есть опасения, что в органы местного самоуправления за новыми полномочиями ринутся личности, которыми в самую пору заняться правоохранительным органам. И становится все более очевидным, что противопоставить данной тенденции исполнительной власти особенно-то и нечего.

Любопытно, но неготовность к исполнению законов о местном самоуправлении отметил и полпред президента Илья Клебанов. По мнению «ока государева», необходимо создавать единое правовое поле деятельности как региональных органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Только так можно будет избежать ошибок в административной реформе и реформе местного самоуправления. Тем более, что в последнее время все чаще местным властям приходится устранять допущенные федеральным центром просчеты, что называется, на ходу. Так было в начале этого года. Тогда «неожиданно» подкралась так называемая монетизация льгот.

Оставляют желать лучшего и реформы жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения. Не меньшее число проблем способен породить и вступивший в силу с 1 марта новый Жилищный кодекс. В нем также много «белых пятен», которые федеральный законодатель, очевидно, забыл прописать. И вот, похоже, еще одну головную боль регионалам федеральный центр подкинул в виде муниципальной реформы. Кстати, наблюдатели утверждают, что федеральные законотворцы пытаются привести российскую систему местного самоуправления к европейскому стандарту. Но, вероятно, привычная для наших чиновников спешка приводит все начинания к ставшей крылатой черномырдинской формуле: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Пока же, по официальным данным, полностью положения федерального законодательства о местном самоуправлении реализованы лишь в одном регионе Северо-Запада — Республике Коми. Впрочем, Ленинградская область по этим критериям не в числе аутсайдеров. Необходимо отметить, что региональные власти в авральном режиме осуществляли реализацию реформы органов МСУ. Так что можно сказать, что областная администрация действует по армейской схеме: сначала приказ надлежит выполнить, а потом его можно подвергнуть критике. Но, как видно, и у исполнителей есть своя, оригинальная точка зрения на поспешные предписания.

Страницу подготовил Дмитрий Кузьмин
Газета Московский Комсомолец в Питере №9/15 за 02-03-2005