Сети как реальная угроза существующему миропорядку

Сети как реальная угроза существующему миропорядку

Традиционное устройство мира, в основе которого находится государство, может в ближайшее время разрушиться. Главной угрозой являются так называемые сети – организации, распространяющие свое влияние по всему миру.

Традиционное устройство мира, в основе которого находится государство, может в ближайшее время разрушиться. Главной угрозой являются так называемые сети – организации, распространяющие свое влияние по всему миру. Вестфальская система устройства мира, установившаяся 357 лет назад после окончания 30-летней войны в Европе, может уступить место обществу, основанному на сетях. Сети появились внутри Вестфальской системы, но уже сейчас не только активно вмешиваются в дела государств, но и противостоят им. Вопрос в том, кто выйдет победителем. Этой проблеме было посвящено заседание дискуссионного клуба, которое в Петербурге провел Балтийский исследовательский центр совместно с «Фондом им. Конрада Аденауэра».

Точного определения, что же такое сети, никто из присутствовавших на заседании, дать так и не смог. При этом были выделены основные группы сетей: это международные правительственные и неправительственные организации, религиозные организации, транснациональные корпорации и банки, а также международные преступные и террористические группировки. В принципе, сети существовали всегда, но в современном виде они появились только в конце 1960-х, а уже в 70-х стали доминирующей моделью экономической и социальной организации общества. Уже сейчас бюджет компании вроде «Дженерал Моторс» превосходит бюджеты некоторых государств – стран Евросоюза. В качестве наиболее яркого примера конфликта между сетью и государством стипендиат Смольного коллегиума Олег Реут назвал 11 сентября 2001 года, когда нападение на одно государство произошло не со стороны другого государства, а со стороны сети – международной террористической группировки «Аль-Каиды». Однако, по мнению профессора Высшей школы экономики Сергея Медведева, именно этот теракт стал причиной возвращения к идее государственничества.

Усиление влияния сетей приводит к тому, что государства отказываются от проведения самостоятельной политики, как внутренней, так и внешней. Наглядным примером этого является Европейский союз, границы государств внутри которого в шенгенской зоне практически отсутствуют. По мнению Сергея Медведева, у Европейских стран сейчас нет внешней политики и национальных интересов. Таким образом, происходит своеобразная десуверенизация мира – т.е. отказ от государственно-центристской модели и делегирование политических полномочий на наднациональный уровень.

Впрочем, говорить об окончательном разрушении Вестфальской системы устройства мира пока еще рано. Государство неразрывно связано у людей с понятием нации, т.е. возможностью отличать себя от других. Сети же пока (за исключением религиозных) такой возможности не дают. Именно этим объясняется слабое развитие сетей в Регионе Балтийского моря.

Несомненно одно, сети и в дальнейшем будут развиваться, а значит, взаимодействовать с государством. А то, какая форма взаимодействия – войны или сотрудничества – победит, и насколько сохранится современная система государственного устройства – зависит от всех участников международных отношений.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру