Экономика стала экономнее. Но простор еще есть

Экономика стала экономнее. Но простор еще есть

Первый этап реформы системы городского заказа проведен успешно. Петербург смог сэкономить больше бюджетных средств, чем Москва.

Первый этап реформы системы городского заказа проведен успешно. Петербург смог сэкономить больше бюджетных средств, чем Москва. Однако простор для работы еще есть. В этом уверены представители экономического блока городского правительства.

По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, благодаря функционированию системы госзаказа в 2004-м году в Петербурге удалось сэкономить порядка 2 миллиардов 100 миллионов рублей, в то время как в 2003-м году было сэкономлено всего 290 миллионов. Эффективность закупок выросла более чем в 8 раз. Это позволило городу дополнительно купить 3 трамвайных вагона, вагон метро, оборудования для 9 школьных кабинетов физики и химии, более 84 тысяч единиц медоборудования и инструментов, отремонтировать более 52 тысяч квадратных метров кровель и фасадов, более 55 километров инженерных сетей и сетей водоснабжения и т.д. «Успехи налицо», – считают в правительстве города. И говорят, что надо работать дальше.

На 2005-й год экономисты ставят перед собой не менее пяти основных задач. Первая - создание типовой документации. Как заявил сегодня председатель КЭРППиТ Владимир Бланк, правила участия в конкурсах должны быть всем понятны и действовать долго. Поэтому в течение февраля с представителями бизнеса будет согласована типовая документация, которая будет фигурировать при проведении тендеров. По мнению Бланка, это к тому же поставит дополнительный заслон для коррупционеров.

Вторая задача – переход на новую систему ценообразования. В целях сокращения бюджетных затрат на товары и услуги КЭРППиТ намерен отменить дефлятора и повышающие коэффициенты. Кроме того, разрабатывается методика расчета цен на строительные и подрядные работы. Это позволит при выборе поставщика твердо оговаривать стоимость контракта и вносить в него изменения только в особых случаях. Предполагается создать методику расчета цен и по закупкам товаров и услуг. Во втором квартале будет принят реестр тарифов и цен на товары и услуги, который будет использоваться как при регулировании тарифов и цен, так и для государственных закупок. В реестр включаются все цены и тарифы, прошедшие ценовую экспертизу, и вступающие в действие с момента регистрации в реестре. Это будет открытый информационный ресурс, доступный в режиме он-лайн. Кроме того, городское правительство намерено принять ряд нормативных документов по ценовой экспертизе. Это нужно для того, чтобы в «сомнительных» случаях можно было провести проверку цен. Сейчас такой порядок отсутствует.

По мнению экономистов, немаловажно усовершенствовать документооборот, выработать единую информационную систему горзаказа, чтобы все и для всех было быстро и удобно. Ну, и, наконец, последней своей задачей чиновники считают продолжение подготовки специалистов для работы по системе горзаказа. В прошлом году такое обучение прошли более 500 человек. Владимир Бланк надеется, что к этой работе подключаться ВУЗы Петербурга, которые будут включать в программы обучения специальные курсы.

Между тем, даже хорошо отлаженная система горзаказа не будет работать, если бизнес и городское правительство будут стоять по разные стороны баррикад. По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, надо активнее работать с представителями бизнес-структур. Кроме того, нужно сделать «закрытые» от поставщиков рынки некоторых отраслей экономики более открытыми. Ведь чем больше поставщиков, тем больше вероятность за одни и те же деньги приобрести более качественные товары и услуги. Чтобы теснее сплотиться с поставщиками, в этом году на 10-й выставке «Государственный заказ Санкт-Петербурга» (она проходит в «Ленэкспо» 10-11 февраля) на стендах главных распорядителей бюджетных средств четко расписано: кто, когда и что хочет закупить. То есть, выставка ориентирована на представителей бизнеса.

Конечно, любое нововведение не может обойтись без недовольства со стороны его противников. В 2004-м году за время существования новой системы горзаказа, зарегистрировано около 8 случаев обращения в суды от поставщиков, недовольных условиями конкурсов или их результатами. Однако, как сообщил Владимир Бланк, ни одно дело не было проиграно городской администрацией. А сейчас в суде нет дел с «отрицательной» перспективой. Это, по мнению Владимира Бланка, подтверждает тот факт, что работа с поставщиками юридически корректна и грамотна.

Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру