Мелкий бизнес вытесняют с рынка маршрутных перевозок?

Мелкий бизнес вытесняют с рынка маршрутных перевозок?

Объявленные Смольным нововведения на участие коммерческих перевозчиков в городском заказе вызвал недовольство со стороны частных предпринимателей, работающих в этой сфере.

Объявленные Смольным нововведения на участие коммерческих перевозчиков в городском заказе вызвал недовольство со стороны частных предпринимателей, работающих в этой сфере. У некоторых это недовольство вылилось в конкретные проявления. Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», несколько частных перевозчиков направили в арбитражный суд иски, оспаривающие законность условий конкурса. По имеющейся информации, на этой неделе аналогичные иски планируют подать еще две компании. Специалисты считают, что ближайшее время к ним могут присоединиться и другие «мелкие» участники рынка.

По мнению частных предпринимателей, работающих в сфере перевозок, условия конкурса сформулированы так, что участвовать в них смогут только крупные представители рынка, обладающие большими парками автобусов и маршрутных такси. Лоты, объединяющие по 10-12 маршрутов, сформированы таким образом, что «взять» их могут только крупные компании. «Во всей конкурсной документации я насчитал только три лота, на которые могут претендовать мелкие перевозчики», - заявил корреспонденту «Фонтанки» вице-президент независимой Ассоциации коммерческих перевозчиков Андрей Колосов, который считает, что, вдобавок ко всему конкурсная документация разработана с нарушением антимонопольного законодательства. «Мелкие перевозчики будут вытеснены с рынка и лишены возможности оказывать услуги пассажирам на своих маршрутах, многие из которых, кстати, они сами в свое время и открывали», - говорит Колосов.

По расчетам Андрея Колосова, из 51 работающего в Петербурге коммерческого перевозчика 30 попадают в категорию «малых предприятий», парк которых составляет от 5 до 40 машин. «Эти 30 перевозчиков неизбежно будут вытеснены с рынка, - считает вице-президент Ассоциации. – На мой взгляд, на конкурс поданы договоры намерений, которые могут быть на деле не подкреплены экономикой. Неизвестно, сколько на самом деле автобусов у той или иной компании окажется на момент окончания конкурса, и сможет ли она вообще работать. Требования таковы, что необходим большой подвижной состав, и компании «искусственно» его завышают. Может случиться так, что в нужный день заявленных автобусов не окажется. И тогда город может оказаться под угрозой транспортного коллапса. Подобный случай был в 2003-м году, когда один частный предприниматель скупил лоты на обслуживание всего Васильевского острова. В результате на день, когда пришло время приступить к работе, у него не оказалось ни одного автобуса. Городу пришлось приложить титанические усилия для того, чтобы выйти из положения».

Руководитель одной из компаний-перевозчиков считает, что часть маршрутов была убрана без согласования с муниципальными образованиями, хотя закон напрямую обязывает учитывать их мнения в этом вопросе. «Мы уже подали два заявления – одно в городскую прокуратуру, другое – в Федеральную антимонопольную службу. В ближайшее время подадим иск в Арбитражный суд», - заявил представитель компании.

Как считают участники рынка пассажирских перевозок, такой «конкурс» может вообще избавить крупные парки от конкуренции, в результате чего они смогут диктовать цены на проезд, в том числе и в сторону их увеличения. Кстати, по подсчетам некоторых наблюдателей, уже сегодня себестоимость проезда примерно в два раза ниже, чем за нее «просит» комитет по транспорту.

Кроме того, как считают перевозчики, к увеличению стоимости поездок может привести деятельность вновь создаваемой структуры - «организатор перевозок», который может появиться после вступления в силу закона «О наземном маршрутном транспорте общего пользования», проект которого сейчас находится в Законодательном собрании Петербурга. Как гласит законопроект, организатор перевозок будет контролировать предоставление услуг и стоимость проезда.

Перевозчики не исключают, что именно организатор перевозок и будет «подтягивать» цены на проезд таким образом, чтобы коммерческий перевозчик ни в коем случае их не понижал. Заметим, что повышение проезда на городских автобусах с нового года до 10 рублей не вызвало ответной «волны» на коммерческих маршрутах - стоимость проезда на них так и осталась прежней. Можно предположить, что, со вступлением в силу нового закона, когда разница между «социальными» и «коммерческими» маршрутами будет упразднена, цены на проезд на наземном транспорте «подрастут» до стандартных 15 рублей, которые сегодня горожане выкладывают за проезд в маршрутке.

Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру

Ранее по теме: Правительство обещает повысить качество пассажирских перевозок