Табачный «мезальянс»

Табачный «мезальянс»

Когда 3 февраля этого года средь бела дня на Петергофском шоссе неожиданно загорелся склад фирмы «Элит-Транс», в котором хранился табак, принадлежащий известной компании «Петро», никто не предполагал, что запах гари будет преследовать пострадавших почти год спустя.

Когда 3 февраля этого года средь бела дня на Петергофском шоссе неожиданно загорелся склад фирмы «Элит-Транс», в котором хранился табак, принадлежащий известной компании «Петро», никто не предполагал, что запах гари будет преследовать пострадавших почти год спустя. 36 часов понадобилось двадцати противопожарным расчетам, чтобы потушить огромный пылающий ангар. Ущерб «Петро», по сведениям самой табачной компании, составил порядка 7, 5 миллиона долларов. Как минимум, на 200 тысяч долларов пострадала и фирма «Элит-Транс».

Подозрительный разнорабочий

По заключению двух независимых экспертиз, материал (самозатухающий пенополистирол), использованный для утепления ангара, мог загореться только в том случае, если на него плеснуть некую сильно горючую жидкость. И пожарные эксперты нашли пятна, как минимум, двух очагов горения, находившиеся в противоположных концах ангара.

Это означало, что кто-то принес на склад неизвестную, сильно воспламеняющуюся жидкость, плеснул на одну стенку ангара, затем на другую и щелкнул зажигалкой. А потом этот человек мог спокойно принимать участие в тушении пожара. Кто заподозрит своего сотрудника в преступлении?

Однако заподозрили. Служба безопасности «Элит-Транса», почти целиком состоящая из офицеров запаса, провела собственное расследование, результаты которого заставили многих задуматься.

Был вычислен сотрудник - Григорий Матюшкин (имя и фамилия изменены), незадолго до пожара принятый на работу в «Элит-Транс» простым разнорабочим и уволившийся почти сразу после случившегося. Но подозрения основывались не только на этом факте, тем более что уволился после пожара не он один. Ну никак не соответствовал Матюшкин общепринятому имиджу разнорабочего или грузчика. Более того, на двух предыдущих местах работы он занимал должность заведующего складом. Но самое главное: срочную службу Матюшкин отслужил на Сахалине в войсках противохимической защиты, имея военную специальность «химик». То есть, надо полагать, профессионально разбирался в горючих жидкостях.

Версия службы безопасности «Элит-Транса» о причастности Матюшкина к поджогу склада косвенно подтверждалась его нежеланием общаться со следствием. Проходя по уголовному делу в качестве свидетеля, он, по нашим данным, остался единственным, кого следствием ГСУ допросить до сих пор так и не удалось. Причина банальна: по сообщениям оперативников, дверь квартиры, в которой зарегистрирован Матюшкин, никто не открывает.

Более того, выяснилось, что мобильник, которым он пользовался, принадлежал другому человеку. Через некоторое время после пожара этот человек обратился в компанию «МТС» с заявлением о расторжении договора в связи с утратой телефона.

И еще один момент. Фирма «Стройкооперация», в которой бывший военный химик одно время заведовал складом, располагается на бульваре Новаторов, 94. По тому же адресу находится фирма «Миларин», учрежденная Игорем Быковым и Александром Носковым, в недавнем прошлом - руководящими сотрудниками табачной фабрики имени Урицкого. Случайное совпадение? Может быть, и так, если бы господин Быков, бывший коммерческий директор фабрики, не имел отношения к рынку табака. Дело в том, что часть его коммерческих структур как раз и выступают конкурентами. И не только «Элит-Транса». Впрочем, все по порядку.

Как «Беломорканал» стал японским

На протяжении всей советской истории заядлые курильщики высоко ценили папиросы «Беломорканал», изготовленные в Ленинграде на табачной фабрике имени Урицкого. Эти папиросы, давно ставшие легендой, до сих пор курят некоторые питерские старушки, пережившие блокаду. Да и не только они. По разным оценкам, от трех до четырех процентов курящего населения России, несмотря на нынешнее изобилие табачных изделий, предпочитают дымить легендарным «Беломором».

При этом, наверное, мало кто из приверженцев «Беломорканала» знают, что курят они нынче, можно сказать, японские папиросы. История превращения фабрики имени товарища Урицкого в подразделение одной из крупнейших в мире табачных компаний началась в самом конце 80-х годов. Страну Советов, доживавшую тогда последние годы, потрясали всевозможные кризисы. Помните талоны на алкоголь и табак и огромные очереди у магазинов?

Процесс приватизации фабрики имени Урицкого (как и многих других крупных госпредприятий) покрыт мраком, правда, одно время ходили разговоры о том, что бывшим директором фабрики Сергеем Акуловым якобы интересовались правоохранительные органы. Чем закончился этот интерес, нам выяснить так и не удалось. (По нашим данным, Акулов пару лет назад отошел от табачного бизнеса и сейчас находится в Швейцарии.) Впрочем, не о нем речь.

В 1992 году американская корпорация «Р. Джи. Рейнолдс» приобрела контрольный пакет акций предприятия и стала его хозяином. Разумеется, с фабричной вывески исчезла фамилия легендарного председателя Петроградской ЧК, предприятие стало называться «Р. Дж. Р. Петро». А бывший директор фабрики Акулов, про которого питерские табачники до сих пор говорят, что он продал фабрику, вошел тогда в число миноритарных акционеров предприятия, каковым и являлся вплоть до 1998 года.

В мае 1999 года японская табачная корпорация «Джепен Тобакко Инк.» за 8 миллиардов долларов приобрела все табачные производства «Рейнолдса», находившиеся за пределами Соединенных Штатов. Образовался холдинг под названием «Джепен Тобакко Интернэшнл» («Джей Ти Ай») со штаб-квартирой в Женеве. А бывшая табачная фабрика имени Урицкого («Петро») в результате модернизации стала крупнейшим производством в России и одним из самых крупных в мире.

Потому-то, наверное, такие известные марки сигарет, как «Кэмел», «Винстон», «Салем» и другие, можно лишь условно называть американскими - ведь, по сути, их руками россиян производит японская компания. И наш родной «Беломор» тоже.

Такое странное сотрудничество

Складской комплекс «Элит-Транса» на Петергофском шоссе был построен более десяти лет назад. Позже комплекс перепрофилировали для хранения табачного сырья, импортируемого из-за рубежа для фабрик города. Чрезвычайно удобное расположение комплекса «Элит-Транса», имеющего железнодорожную ветку, дополнилось лицензией на таможенный склад.

А когда в начале 1997 года на Петергофском шоссе в 500 метрах от «Элит-Транса» заработали новые мощности фабрики «Петро», переместившейся с Васильевского острова, руководители фирмы и вовсе обрадовались. Ведь под боком совершенно случайно оказался надежный и респектабельный деловой партнер!

Все складывалось как нельзя лучше: руководство «Петро» взяло в аренду весь складской комплекс «Элит-Транса» на три года, гарантировав постоянный грузооборот. Со стороны табачников, насколько нам известно, соответствующий договор подписал директор по логистике «Петро» Винсент Аэро. Но после отъезда господина Аэро в Женеву в отношениях между фирмами возникли проблемы.

К осени 1999 года действия «Петро», как не могли не заметить в «Элит-Трансе», стали походить на попытки расторгнуть с ними договор. Это было очевидно: ведь несмотря на выгодность сотрудничества табачников с фирмой «Элит-Транс», российские менеджеры «Петро» предпочитали возить табачное сырье не на склады под боком, а на другие, расположенные намного дальше. Что, естественно, выходило дороже. Если вы думаете, что на «Петро» работают неграмотные логистики, то ошибаетесь - этой науке их обучали не где-нибудь, а, говорят, в самом Лондоне.

«Ларчик открывается» очень просто: на проспекте Газа (за 15 километров от «Петро») располагается транспортное предприятие и склады, доставшиеся «в наследство» от фабрики Урицкого ее бывшему коммерческому директору. Грузовики же фирмы «Миларин» использовались для перевозок сырья и продукции «Петро». А на самом табачном производстве на руководящих постах оказались люди, работавшие вместе с Быковым и Носковым на фабрике Урицкого.

Нет, «Петро» продолжало хранить свой табак на «Элит-Трансе», причем в весьма приличных объемах. Но сырье это, как нам сказали, годами лежало мертвым грузом, занимая большие площади. Быстро оборачиваемые сорта табаков «Петро» почему-то хранила там редко.

Кстати, в начале этого года в ряде СМИ появилось сообщение о том, что японская табачная компания «Джей Ти Ай» подписала соглашение с питерской фирмой «Форт» на эксклюзивную продажу сигарет по всей территории Северо-Запада России. Игроки табачного рынка выразили искреннее недоумение: почему японцы выбрали малоизвестную компанию «Форт», которая раньше реализовывала совсем небольшие объемы табачной продукции? Ведь на этом рынке есть крупные и хорошо всем известные дистрибьютерские фирмы.

Объяснение простое. Хозяином и руководителем ООО «Форт» является уже упомянутый бизнесмен Игорь Быков. А в московском офисе «Джей Ти Ай», как нам стало известно, работает его бывший подчиненный по фабрике Урицкого, отвечающий ныне за дилерскую сеть японской компании в странах СНГ и России.

«Война все спишет»

После пожара камнем преткновения в отношениях между «Петро» и «Элит-Трансом» стал табак, остававшийся на складах. И сырья этого было больше двух тысяч тонн. Причем, по мнению руководителей «Элит-Транса», по меньшей мере половина этого табака (весь объем оценивался на сумму, как минимум, 5 миллионов долларов) совершенно не подверглась воздействию огня и дыма, осталась кондиционной. Тем не менее табачники «Петро» настаивали на срочном вывозе и утилизации абсолютно всего сырья.

И натолкнулись на решительный отказ «Элит-Транса». Ведь при таком раскладе «Элит-Транс», по сути, признает себя виновным в неправильном хранении и, как следствие, порче табачного сырья на складах фирмы. Как говорится, и ежику понятно, что известные санкции не заставят себя долго ждать.

В общем, ситуация оказалась на грани серьезного конфликта. Практически ничего не изменилось и после того, как руководителям «Петро» сообщили о том, что склад «Элит-Транса» был кем-то подожжен. Для табачников этот факт никакой роли не играл, так как за весь хранившийся на складах табак причиталось семь с половиной миллионов долларов страховки.

Странно, не правда ли? Вместо того чтобы использовать вполне кондиционный табак на производстве или продать другой табачной компании, его решили просто смешать с мусором.

На самом деле ничего странного. Можно предположить, что «Петро» решило таким способом избавиться от табачного сырья, давным-давно приобретенного менеджерами фабрики. Так что пожар оказался как нельзя кстати...

Как это ни странно, еще недавно несговорчивые табачники вдруг согласились на все условия, выдвинутые руководством «Элит-Транса», и в присутствии представителей страховой компании стали аккуратно вывозить свое якобы некондиционное табачное сырье. Вывозили на мусорный полигон «Новый свет», где дорогой табак бульдозерами смешивали с бытовыми отходами. Хозяин - барин.

Однако вопросов на эту конкретную табачную тему у нас оказалось больше, чем ответов. Видимо, табак - настолько специфический продукт растений семейства пасленовых, что нормальный внешний вид еще не говорит о его пригодности для производства. Ведь уничтожению на полигоне подверглись картонные короба с табаком, хранившиеся на складах «Элит-Транса» и абсолютно не затронутые пожаром.

Владимир Дудченко,
Фонтанка.ру

Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник» N49(128) 20 декабря 2004 года.