«ВСМ» живее всех живых

«ВСМ» живее всех живых

Впервые за последние несколько лет руководство РАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ) огласило итоги своей деятельности.

Впервые за последние несколько лет руководство РАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ) огласило итоги своей деятельности. Главный итог - работа на пути к реализации «стройки века» - высокоскоростной железнодорожной трассы Санкт-Петербург - Москва не прекращалась ни на минуту, сообщает «Невастройка». Даже после известного скандала с английским кредитом и его печальной для РАО «ВСМ» развязкой.

Напомним, вопрос о необходимости сооружения высокоскоростной магистрали был поставлен еще в 80-х годах прошлого века. В 1997 году британские банки Indosuez и UBS Warburg году предоставили РАО «ВСМ» крупный кредит под этот проект, который так и не был погашен заемщиком. Этой осенью Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти полностью снял ответственность по кредиту с администрации города и обязал платить по всем счетам РАО «ВСМ».

В последнее время РАО «ВСМ» фигурировало в прессе исключительно в связи с длительными судебными тяжбами и муссированием слухов о банкротстве компании. Сегодня руководство компании официально заявило: ни о каком банкротстве РАО «ВСМ» речь не идет. Тем не менее, с 1999 года проект по строительству железнодорожной магистрали официально считался «замороженным». Но сегодня выяснилось, что все последние годы в РАО «ВСМ кипела работа. По крайней мере, так заявил его генеральный директор Владимир Тулаев.

Результатом этой деятельности, по словам Владимира Тулаева, может стать то, что к 2010 году страна наконец-то увидит первую высокоскоростную железнодорожную дорогу. Впрочем, судя по всему, пока эти заявления, можно рассматривать только как планы компании. Поскольку никаких конкретных договоренностей с инвесторами у компании до сих пор нет. Зато есть долги - в размере 33 миллионов долларов, которые РАО «ВСМ» намерена гасить, используя «собственные активы». Рассказывая о том, чем на сегодня обладает компания, Владимир Тулаев сообщил, что активы эти хороши тем, их «можно потрогать руками». Например, «синхронный тяговый привод для пригородных электропоездов» и прочие «технические новинки для поезда «Сокол». Однако в Минтранспорта РФ считают, что, поскольку исследования РАО «ВСМ» проводились на государственные деньги, все эти наработки не могут являться собственностью РАО «ВСМ». Впрочем, как сообщил сегодня Владимир Тулаев, независимые оценщики оценили достояние компании в сумму равную примерно 38 миллионам долларов.

Сейчас проект, который, кроме высокосокростной железнодорожной магистрали будет включать в себя и автомобильную трассу, которую полностью курирует Минтранс, чиновники которого, собственно, и ведут переговоры с потенциальными инвесторами. По словам Владимира Тулаева, «дальше всего» переговоры продвинулись с испанскими бизнесменами. Параллельно они идут с японскими и немецкими промышленными кругами, но ни одной конкретной компании Владимир Тулаев так и не назвал. По расчетам руководства РАО «ВСМ», инвестиции можно будет получить только на основании договора концессии, который, кроме финансирования, предполагает еще и совместную эксплуатацию. Впрочем, для применения подобных механизмов в России пока нет необходимой законодательной базы.

В РАО «ВСМ» обещают, что с «мертвой» точки работа над проектом сдвинется уже в следующем году, поскольку теперь уже полностью готово технико-экономическое обоснование. Согласно этому документу, длина магистрали составит 650 километров, скорость поездов, которые будут по ней двигаться – 350 км/час, длительность пути по скоростной трассе должна составлять не более 2,5 часов, а цена билетов не превысит 80 долларов. Общая стоимость проекта может составить более 6 миллиардов долларов. Реализовывать проект планируется в три очереди. Первая будет включать в себя отрезок Петербург – Новгород, вторая – Москва – Тверь, третья – Новгород – Тверь. Но ни о каких конкретных сроках выполнения работ на этих участках также пока ничего не известно. Что касается подвижного состава, который будет курсировать по ВСМ, то сегодня уже очевидно, что это будет не проект «Сокол», к которому, по словам Владимира Тулаева, у специалистов нашлось «немало технических вопросов».

Зато не исключено, что «яма» у Московского вокзала, оцененная в сумму более 95 миллионов долларов, тоже будет относиться к проекту. Напомним, весной этого года этот объект под строительство транспортно-коммерческого комплекса был передан группе компаний «Веда» и «Внешэкономбанку».

Надежда Зайцева