Город залил паленый бензин

Город залил паленый бензин

Волна некачественного топлива сегодня залила питерские АЗС. От паленого бензина страдают как отечественные автомобили, так и дорогие иномарки.

Волна некачественного топлива сегодня залила питерские АЗС. От паленого бензина страдают как отечественные автомобили, так и дорогие иномарки. Как утверждают специалисты, примерно в половине случаев «эффект» от использования несоответствующего стандартам бензина наступает не сразу. А значит, доказать, что автомобиль сломался по вине недобросовестного топливного оператора, для потребителя становится задачей практически невозможной. При этом ущерб от некачественного бензина может достигать тысяч долларов.

По данным Топливной инспекции, больше всего сегодня рискуют потребители 76-го и 95-го бензина. Дело в том, что нефтеперерабатывающие заводы в полном объеме не покрывают спрос на эту продукцию. Поэтому очень часто 95-ый бензин операторы готовят самостоятельно, добавляя в 92-ой необходимые присадки (цена при этом тоже увеличивается). Как правило, разведенный бензин «выбрасывают» в продажу в пятницу вечером или на выходных, чтобы контролирующие органы не смогли отследить эти нарушения.

Другая распространенная причина выхода двигателя и системы зажигания из строя – наличие в бензине присадок, содержащих железо, марганец и свинец. Эти элементы разрушают «внутренние органы» автомобилей (особенно импортных) и категорически им противопоказаны. По крайней мере, за границей продажа такого бензина квалифицировалась бы не иначе как преступление со всеми вытекающими отсюда последствиями для продавца (суд, лишение права на торговлю и т.д.)

Так обстоят дела во многих цивилизованных странах, но только не в России. Несмотря на то, что еще несколько лет назад практически вся страна дружно пересела на иномарки, в России до сих пор продолжают действовать устаревшие ГОСТы, вполне допускающие в бензине такие гремучие сочетания как железо и марганец. А новые евронормы, рассчитанные на современные импортные автомобили, им на смену никто пока так и не принял. И, судя по всему, принимать не собирается. Следовательно, можно сколько угодно проводить проверки и выявлять наличие в бензине вредных для автомобилей веществ, но привлечь операторов к ответственности за испорченный автомобиль практически невозможно. За что? Ведь они даже не нарушают закон.

Проверка показала: все «окей»

О том, что согласно официальным данным у нас в городе с бензином все вроде бы все в порядке, говорят результаты проверок качества топлива на АЗС. Так, 3 недели назад специалистами Топливной инспекции совместно с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями города была проведена проверка топлива на 60 АЗС Васильевского острова. Результаты показали, что ни в одной из проб отклонений не было обнаружено. В то же время в Топливную инспекцию ежедневно обращаются автомобилисты, чьи машины и кошельки серьезно страдают от залитого в баки топлива. А вот данные фонда Центра независимой потребительской экспертизы: в этом году в Центр обратилось более сотни владельцев дорогих иномарок, которые вышли из строя в результате использования некачественного бензина. Разумеется, в тех случаях, когда бензин оказывается действительно «паленым», оператор старается возместить пострадавшему убытки, чтобы не афишировать свой некачественный товар. Но если речь идет о нормах, которые не нарушают ГОСТ, то здесь потребителю предлагается самому разбираться со своими проблемами.

Как заявил корреспонденту «Фонтанки» начальник Топливной инспекции ФГУ «Балтгосэнергонадзор» Василий Смеречук, чаще всего автомобилисты жалуются на таких операторов, как «Балт-Трейд» и «Фаэтон». «Дорогие свечи, которые должны ездить 30-40 тысяч км, выходят из строя через 3-4 тысячи км пробега. И все по «вине» некачественного топлива», - пояснил Василий Смеречук. По его мнению, без государственной поддержки, полагаясь только на саморегулирующую организацию, решить проблему невозможно.

Защитники прав потребителей считают, что необходимы не только новые ГОСТы, но и законодательные акты, которые обязывали бы продавца чистосердечно и бескорыстно предупреждать потребителя о том, какой бензин можно заливать в его бак, а какой – нет. Впрочем, последние предложения явно из области фантастики. Согласитесь, трудно представить себе продавца, который всеми силами удерживает автовладельца от покупки бензина на своей АЗС, ссылаясь на то, что его топливо содержит железо и марганец – элементы, которые законодательство, в общем-то, не запрещает добавлять в бензин.

Экологический выбор

Сколько еще должно пройти времени, пока автовладельцы смогут без страха потерять машину приезжать на российские автозаправки, неизвестно. Год назад в Смольном обсуждали программу контроля за качеством реализуемого в городе топлива, но ей суждено было утонуть в согласованиях. Зато скоро город предоставит водителям право проголосовать за экологию, покупая бензин на экологически чистых автозаправках. Тем АЗС, которые пройдут специальную проверку, подтверждающую, что компания поставляет городу качественный и экологически чистый бензин, будет присваиваться экологический знак. Согласно положению о знаке, процедура это будет бесплатной и добровольной: собственники каждой АЗС сами будут решать для себя, обзаводиться им или нет. По сути, предложенный проект очень напоминает форму добровольной сертификации. Как отреагируют на нее водители – покажет время. Сейчас эскиз экологического знака находится на согласовании в юридическом комитете. Ожидается, что через две недели будет утверждено положение о знаке. А начать реализацию проекта в Комитете по природопользованию, экологической безопасности и охране окружающей среды планируют до конца текущего года.

Надежда Зайцева,
Фонтанка.ру