К бедным родственникам - на перекладных

К бедным родственникам - на перекладных

Еще относительно недавно было так: комфортабельные «Икарусы» (в худшем случае - «львовские» автобусы) доставляли горожан фактически в любой крупный населенный пункт Ленобласти.

Еще относительно недавно было так: комфортабельные «Икарусы» (в худшем случае - «львовские» автобусы) доставляли горожан фактически в любой крупный населенный пункт Ленобласти. С площади Мира (ныне - Сенная) пассажиры уезжали на запад и юг (Осьмино, Кингисепп, Сланцы, Волосово...), с Обводного канала - на юг и восток (Луга, Тихвин, Лодейное Поле, Подпорожье...). Потом в зал ожидания на Сенной въехали рептилии, и вокзал фактически исчез. Одно время автобусы на запад уезжали от Варшавского вокзала: от дождя и ветра пассажиры прятались в страшненьком вагончике, но автобусы ходили по расписанию. Потом и этот «автовокзал» исчез: часть маршрутов отменили, часть (укороченных) стали начинаться с площади у Балтийского вокзала. Но вот и площадь перед Балтийским вокзалом опустела...

А что это у нас Обводный простаивает?

Обновленный к 300-летию Петербурга автовокзал на Обводном канале, как выяснилось, до сих пор был загружен только на одну треть. Как рассказали в дирекции Автобусного парка N 1, которому принадлежит автовокзал, до сих пор в день совершалось около 150 отправлений. С сентября этого года сюда переведены еще 48 областных маршрутов. С Обводного канала теперь отправляются автобусы и на Кингисепп, и на Волосово, отсюда будут убывать автобусы и на Прибалтику, Германию и Молдову. «Мы спокойно съедим эту порцию, и еще останется запас отправлений в полтора раза. Никаких дополнительных денежных вложений нам для этого не понадобится. Для того чтобы разместить все автобусы, даже не потребовалось осваивать новые территории», - говорит заместитель директора по перевозкам Автобусного парка N1 Александр Марковчин.

На новом автовокзале действительно создан максимум условий для комфорта пассажиров. Тех нескольких человек, которые стоят за билетами в кассы, и очередью не назовешь, памятуя о временах, когда в настоящих очередях томилось по 300-500 человек. (Правда, не нужно забывать, что и маршруты некоторые значительно укорочены. До Волосова, например, вы еще доберетесь, а вот что делать жителям деревень, что расположены в 50-70 километрах от районного центра? Либо подгадывать на редкие местные рейсы, либо брать такси - даже если оно в форме бензовоза или молоковоза).

С начала работы нового автовокзала здесь используется автоматическая система продажи билетов. Так что срок предварительной продажи теперь не 7 суток, как это было раньше, а 15. На вокзале работает справочное бюро и автоматическая справочная система. Компьютеру «продвинутые» пассажиры могут задать все интересующие их вопросы.

С таким сервисом только и знай, что деньги на перевозках зарабатывай! Однако оказалось, что зарабатывать-то не на ком. Больше половины автобусов, обслуживавших Ленинградскую область, отходили от Балтийского вокзала и принадлежали областным перевозчикам. А Первому городскому автобусному парку оставалось только подсчитывать убытки.

Путь до области удлинили

Решение нашлось само собой: объединить все перевозки по Ленинградской области под крышей нового автобусного вокзала. Как нетрудно догадаться, эти события происходили не без ведома администрации Ленинградской области. Именно с областными перевозчиками - «Леноблпассажиравтотрансом» Автобусный парк N1 заключил договор о переносе места отправления автобусов. Очевидно, такая сделка выгодна чиновникам с обеих сторон. Но кроме желания окупить новый автовокзал город, по меткому выражению Александра Марковчина, видимо, намерен «съесть» областных перевозчиков. Вот что по этому поводу думает Михаил Усатый, водитель автобуса на Кингисепп, до недавнего времени отправлявшегося от Балтийского вокзала: «У Первого автобусного парка не было прибыли. Они не выдерживали с нами конкуренции. Например, наши автобусы шли на Кингисепп полные, а их - пустые. В городском транспортном комитете поняли, что это безобразие, которое надо исправить. Теперь с Обводного канала наши автобусы будут отправляться на 10-15 минут позже автобусов Первого парка. Конечно, у нас в связи с этим будет отток пассажиров, ведь людям все равно, на каком автобусе ехать. Тем более что городские автобусы - новые, с нашими не сравнишь. А коль дело пойдет, от наших автобусов и вообще могут отказаться!»

А между тем тот же маршрут на Кингисепп увеличился на 10 километров. И это не по загородной трассе. Громоздким автобусам теперь придется ежедневно объезжать городские пробки. Кстати, хоть Александр Марковчин и заверил, что с переносом места отправления плата за проезд не изменится, он тут же добавил: «Цены вырастут, если увеличится стоимость топлива». Но разве с увеличением стоимости бензина эти 10 километров не будут иметь значения?

Диана Васильева,
Фонтанка.ру

Сокращенный вариант. С полной версией материала вы можете ознакомиться на страницах еженедельника «Ваш тайный советник», N42(121) от 1 ноября 2004 г.