Здесь зарождался флот российский

Здесь зарождался флот российский

В современных границах Адмиралтейский район был образован весной 1994 года путем объединения Ленинского и Октябрьского районов, существовавших с начала 30-х годов.

В современных границах Адмиралтейский район был образован весной 1994 года путем объединения Ленинского и Октябрьского районов, существовавших с начала 30-х годов.

Район по праву считается жемчужиной Северной Венеции. Здесь создавали свои шедевры архитекторы Огюст Монферран (Исаакиевский собор, памятник Николаю I), Джакомо Кваренги (Конногвардейский манеж, ныне Центральный выставочный зал), Карл Росси (здание бывших Сената и Синода), Юрий Фельтен, Василий Стасов (Троицкий собор), скульптор Этьен Фальконе (Памятник Петру I «Медный всадник», ставший одним из символов Петербурга) и ряд других. Ансамбли и отдельные памятники, созданные этими творцами, являются украшением города. Не случайно практически половина района вошла в охранную зону Петербурга.
Адмиралтейский район – район застройки петровской эпохи. Первым строением было Адмиралтейство, закладка которого состоялась в конце 1704 года. Строительство «Адмиралтейского дома» послужило толчком к формированию первых площадей города – Дворцовой, Декабристов, и улиц района – Большой и Малой Морских, Почтамтской и других, возникших из т.н. «матросских слобод».
С XIX века район является одним из самых крупных индустриальных районов города. Здесь расположено около 50 промышленных предприятий. Старейшие из них – «Адмиралтейские верфи», Экспедиция заготовления государственных бумаг (ныне фабрика «Гознак») и городские скотобойни (ныне ОАО «Петмол»).
В середине XIX века были завершены прокладка железных дорог и строительство двух вокзалов – Балтийского и Варшавского. В этот же период возникают и такие большие предприятия, как: железнодорожные мастерские (ныне ОАО «Подъемтрансмаш»); Товарищество российско-американской мануфактуры (ныне АООТ «Красный треугольник»); ниточная фабрика Кенига (ныне АООТ «Советская звезда») и многие другие. Строительство первой железной дороги Санкт-Петербург – Павловск также началось в Адмиралтейском районе.

Кузница кадров
Адмиралтейский район – это не только центр культуры и промышленности, но и кадровая кузница. Здесь расположены восемь высших учебных заведений. История некоторых из них начиналась в дореволюционной России. Государственный университет путей сообщения был утвержден Манифестом Александра I 20 ноября 1809 года как «Особый Институт, в коем желающим посвятить себя сей важной части будут открыты все источники наук, ей свойственных». 2 декабря 1809 года в Петербурге, на набережной Фонтанки, во дворце, построенном по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги, открыл двери этот «Особый Институт», один из старейших вузов страны и Европы – Петербургский институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений (ныне ПГУПС).
Существующая с 1828 года на территории района школа мастеров в 1831 году преобразуется в Технологический институт с шестилетним сроком обучения. Два училища – строительное и архитектурное – в 1842 году слиты в институт гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
В настоящее время в районе готовят кадры для России восемь государственных и пять негосударственных вузов. Успешно работает множество научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, особенно – судостроительной промышленности, и среди них ЦКБ «Рубин».

«Легкие»
Особую гордость района составляют исторические сады и парки, любимые всеми петербуржцами. Юсуповский сад – один из старейших парков Санкт-Петербурга, ведущий свою историю с середины XVIII века. Современная планировка парка восходит к проекту знаменитого Джакомо Кваренги. Начиная с 20-х годов XIX века, сад был доступен для жителей города и использовался как место городских гуляний, карнавалов и занятий спортом.
Известен всему городу и знаменитый парк «Екатерингоф», где располагалась первая столичная загородная резиденция «Санкт-Екатерингоф». После капитального реставрационного ремонта в августе 2002 года вновь открыт для посещения Александровский сад. Невозможно представить облик района без замечательного Адмиралтейского сада, садов «Олимпия», Державина (бывший Польский сад), Никольского сада, сада имени Маршала Говорова и сада на площади Тургенева.

ОстанетсЯ потомкам
300-летняя история района естественным образом приводит к тому, что часть зданий ветшает, приходит в негодность. Кроме того, район, выстроенный несколько веков назад, не всегда приспособлен к современным реалиям. Отсюда – острая необходимость в его благоустройстве, развитии и реконструкции. Заслуга администрации района в том, что к этому она смогла привлечь не только бюджетные средства, но и средства инвесторов.
К примеру, общий объем средств, затраченных на благоустройство Московского проспекта – 120 млн рублей, в том числе за счет коммерческих структур – 80,8 млн рублей. Здание Центрального музея связи на Почтамтской улице (бывший дворец светлейшего князя Безбородко, архитектор – Джакомо Кваренги) было воссоздано в соответствии с современными требованиями. Общий объем финансирования составил 518 млн рублей, в том числе 388 млн рублей – инвестиций.
От точечной реставрации отдельных зданий администрация района перешла к развитию целых территорий. Так, разработана Концепция создания многофункционального центра «Дом Северовых» с двумя пешеходными зонами и реконструкцией прилегающих зданий. Она включает в себя: создание торгово-пешеходной зоны с двумя проходами от улицы Ефимова до Гороховой улицы через дворы домов 47 и 49, лит. А; реконструкцию домов 47, лит. Б и В, дома 49, лит. А по Гороховой улице; строительство нового многофункционального центра общей площадью 36 тыс. кв. метров и гаража-стоянки на 368 парковочных мест.
В первую очередь предусматривается реконструкция под гостиничный комплекс здания, расположенного по адресу: Гороховая улица, дом 47, лит. Б, где планируется создать четырех-пятиэтажное здание гостиницы общей площадью 7570 кв. метров класса «4 звезды» на 71 номер для проживания 100 человек.
Вторая по значимости территория, которую предстоит комплексно реконструировать (площадью 17,1 га), ограничена Обводным каналом, Московским проспектом, Благодатной улицей и продолжением Измайловского проспекта. Согласно разработанному проекту, предполагается реконструкция существующего комплекса зданий и сооружений Варшавского вокзала под многофункциональный центр городского значения. На территории будут построены продуктовый гипермаркет «О’Кей», автостоянки для легкового автотранспорта, многоэтажный бизнес-центр с пристроенным, многоэтажным же, гаражом. Общая площадь первой очереди реконструкции составит 13 644 кв. метра, ориентировочный объем инвестиций – млн.
Здесь предусматриваются: реализация градостроительных планировочных решений, связанных с пробивкой продолжения Измайловского проспекта; организация пешеходной улицы от комплекса Варшавского вокзала до станции метро «Фрунзенская»; реконструкция улицы Красуцкого с организацией проезда от Московского проспекта до пробивки продолжения Измайловского проспекта; реставрация, капитальный ремонт и модернизация ценной исторической застройки; ликвидация малоценной застройки; комплексное благоустройство территории. Планируемый объем инвестиций составит порядка млн.

ВтораЯ сцена
Крупнейшим проектом в историческом ядре района – «Литовском квартале» на земельном участке площадью 13 тыс. кв. метров, ограниченном Театральной площадью, Минским переулком, улицей Декабристов и улицей Союза Печатников – является строительство новой сцены Мариинского театра. Завершение строительства запланировано на 2008 год. В рамках реализации проекта строительства второй сцены Мариинского театра планируется решить острейшую проблему электроснабжения Адмиралтейского района. Дефицит электрической мощности привел к тому, что дальнейшее строительство и реконструкция в этой части района, которая расположена севернее Фонтанки, на сегодня не может быть обеспечена дополнительным электроснабжением. За счет средств бюджета планируется осуществить строительство новой подстанции мощностью 110 кВт, ориентировочной стоимостью 400 млн рублей, что обеспечит новый импульс в развитии инженерной инфраструктуры района.
300 лет назад был заложен один из красивейших городов мира. Сегодня он продолжает развиваться. Пример тому – Адмиралтейский район.

СПРАВКА

Территория Адмиралтейского района составляет 1400 га, на которой проживает 190 тыс. человек. В районе 1400 домов, причем 90 процентов зданий дореволюционной постройки. В среднем на каждого жителя района приходится 12,8 кв. метров жилой площади, однако 40 процентов квартир – коммунальные. В очереди на улучшение жилищных условий состоит 26,5 тыс. семей. За последние 4,5 года улучшены условия 10 600 человек. В районе зарегистрировано 31 тыс. предприятий различных форм собственности. Здесь расположены три вокзала и семь станций метрополитена, проходят такие важные транспортные магистрали, как Московский и Вознесенский проспекты, набережные реки Фонтанки и Обводного канала.

Лилиана Глазова