Дмитрий Шевченко: "Фехтовальщикам нужно менять цвет одежды"

Дмитрий Шевченко: "Фехтовальщикам нужно менять цвет одежды"

В том, насколько неблагодарен тренерский труд, олимпийский чемпион по фехтованию Дмитрий Шевченко недавно убедился на личном примере.

В том, насколько неблагодарен тренерский труд, олимпийский чемпион по фехтованию Дмитрий Шевченко недавно убедился на личном примере. Несмотря на сенсационную «бронзу» команды рапиристов (которую возглавлял Дмитрий) на Олимпиаде в Афинах, молодого и талантливого наставника отправили в отставку. Эту печальную историю Шевченко и поведал корреспонденту «Смены», не позабыв рассказать о перспективах российского (и питерского в частности) фехтования.

Сенсационная отставка

- Отставка стала для вас неожиданностью?

- И еще какой! Ведь в олимпийском сезоне мои подопечные добились превосходных результатов - помимо медалей Олимпиады выиграли и чемпионат Европы. Конечно, гарантий мне никто не давал. Но в начале февраля на конференции президент Федерации фехтования России (ФФР) Алишер Усманов заявил, что никаких тренерских перестановок не будет. И вдруг за день до аттестации в Госкомспорте мне позвонили и объявили, что приходить бессмысленно - контракт со мной не продлевают.

- Сильно обиделись?

- А вы как думаете? На протяжении четырех лет я отдавал себя тренерской работе полностью. Трудился в хвост и в гриву, не пропустил по болезни ни единого дня учебно-тренировочных сборов. Не хочу хвастаться, но команда по большому счету была сделана из ничего - из юниоров и тех ребят, которые сидели в глубоком запасе и не имели психологии победителей.

- Не считаете, что вам аукнулись добрые отношения с экс-товарищем по команде рапиристов, также олимпийским чемпионом Ильгаром Мамедовым, который на посту государственного тренера по фехтованию открыто конфликтовал с руководством ФФР?

- После того как Мамедов уволился из Госкомспорта, он на протяжении года помогал мне и второму тренеру готовить команду рапиристов к Играм в Афинах. В частности, и как личный наставник Вячеслава Позднякова. Он не посчитал зазорным, уйдя с высокого поста, надеть нагрудник и трудиться рядовым тренером. И, поверьте, ощутимо помог. Получается, теперь мне ставят в укор, что я позволил Ильгару работать, позволил ему принести пользу отечественному фехтованию. Может, такова политическая конъюнктура, но она мне, поверьте, не по душе.

- Почему никого не назначили на ваше место?

- Сам задавал себе этот вопрос. За первый месяц весны сняли два учебно-тренировочных сбора, отменили запланированную поездку на этап Кубка мира в Каир. Ребята звонили мне, удивлялись, задавали вопросы: «Что случилось?» и «Как долго это будет продолжаться?» Но, сами понимаете, ответить я не мог. Очень неприятная ситуация, особенно учитывая тот факт, что у нас сложился, пожалуй, самый перспективный коллектив во всем российском фехтовании - нигде нет таких сильных резервистов, такой мощной скамейки запасных. Не понимаю, зачем все созданное нами рушить до основания, а затем строить заново?

Сын увидел отца

- Как, кстати, отнеслись рапиристы к вашему уходу? Микроклимат в команде случайно не оставлял желать лучшего?

- Поверьте, во взаимоотношениях проблем не возникало: мне с ребятами работалось весьма комфортно, они тоже не испытывали ко мне отрицательных эмоций. Вообще наша олимпийская команда получилась очень сплоченной, несмотря на то что все наши рапиристы очень разные - и по характеру, и по амбициям.

- Нашли, чем заняться после отставки, или сидите без работы?

- Нагрузка действительно стала заметно меньше. Появилась возможность больше внимания уделять семье, маленькому сыну, которому скоро исполнится два года. И вообще, когда жизнь повернулась ко мне, скажем так, спиной, я вдруг обнаружил: помимо фехтования вокруг масса интересных занятий. Хотя окончательно любимое дело пока бросать не собираюсь. Занимаю должность тренера команды ЦСКА, несколько моих учеников являются кандидатами в сборную. В том числе и петербуржец Андрей Деев. К сожалению, Андрей из-за отмены сборов долго готовился отдельно, в городе на Неве, но мы каждый день созванивались, консультировались. И, смотрите, на «Рапире Санкт-Петербурга» Андрей впервые за пять лет в рамках этапа Кубка мира добрался до стадии полуфинала.

- С чем был связан его затяжной кризис?

- Дееву очень тяжело дался реабилитационный процесс после Олимпиады-2000 в Афинах - долгое время в организме Андрея бродил вирус, он на протяжении нескольких месяцев не мог сбить температуру. И только в прошлом сезоне он начал приходить в себя - до последнего момента считался претендентом на место в олимпийской сборной. В начале 2005 года Андрей очень серьезно отнесся к своему физическому состоянию, наработал общую выносливость. И хотя пока Деев не вышел на пик формы, он уже сейчас фехтует очень достойно. Кстати, реальными претендентами на место в сборной считаются еще двое питерцев: молодые Володя Головин и Дима Ригин.

- А как же призер Олимпиады Юрий Молчан?

- Кандидатура Юры вообще не обсуждается. На сегодня он явный лидер сборной, и кто бы ни возглавил команду, этот тренер должен отдавать себе отчет - без Молчана сборную России даже представить нельзя. Правда, на «Рапире Санкт-Петербурга» Юра не «зазвездился», он немного расслабился и был наказан Деевым.

Олимпийский откат

- Несколько Олимпиад подряд российские фехтовальщики регулярно радовали болельщиков многочисленными победами. Однако в Афинах наша сборная выиграла только одно «золото»…

- Да, успех сопутствовал только команде шпажисток. И то благодаря несомненному таланту и везению тренера: он определял состав долго, в мучениях, но в итоге принял верное решение. Что касается общего итога, безусловно, это откат с прежних позиций. Тревожный звонок перед Играми в Пекине. Особенно учитывая предельный возраст многих наших ведущих фехтовальщиков. Необходимы перестройка, омоложение команды. Если руководство федерации срочно не предпримет адекватных шагов в этом направлении, не создаст оптимальных условий для перспективных фехтовальщиков, ничего хорошего нас в Китае, увы, не ждет. Нельзя накануне следующей Олимпиады просто взять молодежь, притянуть ее за уши в сборную и сказать: «Ребята, сейчас мы вас подготовим к олимпийским победам». Это утопия. Уже сейчас надо сделать так, чтобы запасные на сборах набирались опыта у ветеранов, ездили на международные турниры. Квота от страны в Кубке мира - восемь человек в каждом виде оружия, а Госкомспорт финансирует только поездки квартета лучших. Нашей федерации требуется изыскать средства, чтобы обкатывать на соревнованиях не только лучших, но и ближайший резерв.

- Вообще с большими деньгами в фехтовании не все ладно во всем мире. Этот вид спорта считается коммерчески непривлекательным, не собирает толпы зрителей на трибунах и у экранов телевизоров. У вас есть рецепт, как повысить зрелищность?

- К сожалению, правила состязаний кристально ясны только в шпаге. У рапиристов и саблистов существует такое понятие, как фехтовальная фраза, и порой разобраться, чей укол должен быть засчитан, способен только специалист. Полностью решить эту проблему можно только устраивая фехтовальные ликбезы, как в колледжах и университетах Франции. Но сделать наш вид спорта более зрелищным доступно и другим способом - отказаться от скучного белого цвета в одежде. По существующим правилам другого цвета может быть только маленькая полоска в несколько квадратных сантиметров да и рекламные нашивки не должны превышать десяти квадратных сантиметров, что явно не по душе спонсорам. Думаю, яркие, эффектные костюмы и расписные маски превратят фехтование в красивое зрелище.

Сергей ПОДУШКИН