Из разведки - в футбол

Из разведки - в футбол

В канун 60-летия Великой Победы мы продолжаем серию публикаций о ветеранах ленинградского спорта - героях войны. Сегодня наш рассказ о легендарном ветеране "Зенита" Лазаре Кравеце, который недавно отметил 80-летие - Ну, кто хочет в разведку? - спросил старшина зычным голосом.

В канун 60-летия Великой Победы мы продолжаем серию публикаций о ветеранах ленинградского спорта - героях войны. Сегодня наш рассказ о легендарном ветеране "Зенита" Лазаре Кравеце, который недавно отметил 80-летие

- Ну, кто хочет в разведку? - спросил старшина зычным голосом. И после небольшой паузы добавил: - Там добре кормят.

Несколько 18-летних ленинградских призывников сразу подняли руки. Среди них был Лазарь Кравец. Это было под Синявином.

- Нейтральная полоса - метров пятьсот. Будете преодолевать ее ползком, ночью. Фашисты время от времени запускают осветительные ракеты - замирайте. О колючей проволоке я уже не говорю. О минах - тоже. Ваша задача - ворваться в окоп и захватить "языка"... Ты первый раз идешь, "охотник"? - спросил ротный.

- Первый, - ответил Кравец.

- Ничего, держись старших - помогут.

"Проползли мы полпути, и гитлеровцы, почуяв неладное, открыли ураганный пулеметный огонь, - вспоминает Лазарь Исаакович. - Залегли в болотной трясине, выдержали паузу - и снова вперед. В окоп ворвались незаметно. "Язык" был схвачен и доставлен к нашим. За эту операцию я получил медаль "За отвагу". Потом были и другие вылазки..."

В 1944-м Лазарь Кравец участвовал в сражениях у Вороньей Горы. Здесь ему поручили взять фашистского офицера. Орден Славы - это за него. А под Выборгом Кравец получил серьезное ранение правой руки. После госпиталя - вторая группа инвалидности, орден Великой Отечественной войны и мизерная пенсия.

...До войны Лазарь играл в футбол. Играл и в блокаду - за юношескую сборную Фрунзенского района на первенство Всевобуча. Ну а после войны... Что ж, ноги целы - пошел в "Спартак". Старый фронтовик, заслуженный тренер СССР Павел Батырев принял Кравеца в свою команду. Пробовал его в разных амплуа. И в конце концов определил на место правого полузащитника. Вскоре Кравеца заметили зенитовские тренеры. Уже в 1946 году Михаил Бутусов пригласил его в "Зенит".

"Больше всего, наверное, запомнились матчи 1949 года, - подумав, сказал Лазарь Исаакович. - После первого круга "Зенит" лидировал. И вот встреча на нашем стадионе "Динамо" с грозным "Спартаком". Мы выиграли со счетом 5:0. От раздевалки до ворот стадиона болельщики несли нас на руках. Жаль только, что мой новый пиджак порвали на сувениры - ни одной пуговицы не осталось. А как забыть матч с ЦДКА во главе с Григорием Федотовым! Мы проигрывали 0:3, а в итоге добились ничьей - 3:3. Ну а за год до окончания моей футбольной карьеры я забил гол самому Льву Яшину".

КАК ДЕЛА?

Связь между сегодняшними победами "Зенита" и его прошлым хрупка. Многие ли нынешние зенитовцы (футболисты и тренеры) толком знают имена героев давно минувших дней? Едва ли. Но они и оглянуться не успеют, как сами станут кумирами с приставкой "экс". Впрочем, гонорары профессионального футбола XXI века позволяют нынешним зенитовцам надеяться, что государственная пенсия (равно как и все прочие) им не понадобится. Их предшественникам в этом смысле не повезло. И "Зенит" не имел бы права называться Клубом, если бы забыл об этом.

Николай ЛЮКШИНОВ, заслуженный тренер СССР:

- Для меня деньги, которыми мне помогает "Зенит", - это не только материальная, но и моральная поддержка. В октябре этого года мне исполнится 90 лет. А в таком возрасте приятен каждый знак внимания. Тем более что в нашей стране люди, которые отдали свое здоровье во благо Отечества, часто бывают незаслуженно забыты. Я, например, был гвардии майором, воевал, смотрел смерти в глаза, имею боевые ордена, после войны десять лет был депутатом райсовета, а про меня в Петербурге, кроме "Зенита", никто не вспоминает. Вот чествовали тут нас, ветеранов, по случаю 60-летия Победы - так моей фамилии даже в списках не оказалось. Каждый стал думать о себе, а вот наш "Зенит" думает и о ветеранах. Из клуба мне всегда позвонят, пригласят на очередную встречу, пришлют за мной машину - я ведь хожу с трудом, страшно болят коленные суставы. Словом, главное не деньги, а внимание.

Герман ЗОНИН, заслуженный тренер СССР:

- Я обычный пенсионер, и для меня зенитовская "стипендия" - деньги немалые. На эти деньги я покупаю хлеб, плачу за квартиру, за коммунальные услуги. Кроме того, по праздникам клуб презентует мне продуктовый набор - пальчики оближешь. Сам я такие продукты едва ли смог бы себе купить. При этом тем ветеранам, которые не могут ходить, продукты привозят на дом. А тем, кто на ногах, - дают абонементы на футбол, в ложу "А". Я бы за свои деньги на стадион не пошел. Десять лет отыграл, четверть века был тренером - и буду платить? Тем более что с моей грошовой пенсии билеты на футбол и не купишь.

Кстати, я Лазаря Кравеца сделал казначеем, "министром финансов". Он забирает деньги на всю нашу ветеранскую братию.

Лазарь КРАВЕЦ, футболист "Зенита" в 1940 - 1950-х годах:

- Да какой я казначей! Герман Семенович шутит. Мне просто по пути, вот я и забираю наши деньги.

Помощь "Зенита" для меня очень важна. Главное, приятно, что тебя не забывают. Спасибо "Зениту", который помог мне отметить юбилей. Здорово было! Меня пригласили в ресторан, собрали там всех ребят, с которыми я выступал в "Зените", вручили подарки, устроили отменный стол. И Фридриху Марютину зенитовское руководство помогло отметить 75-летие, и покойному Льву Бурчалкину, когда ему исполнилось 60 лет... Все это очень важно для нас, ветеранов. Так и напишите: один из старейших зенитовцев подтверждает, что "Зенит" нас не забывает.