"Петровский" ухнул в прорубь

"Петровский" ухнул в прорубь

О чем вы, помилуйте, - какой футбол?! Когда на дворе минус девять, да с ветерком, когда рядом со стадионом - вмерзшие в лед, как "Челюскин", пароходы, когда над городом - заиндевевшие купола знаменитых соборов, а по невской глади впору устраивать гонки на буерах.

О чем вы, помилуйте, - какой футбол?! Когда на дворе минус девять, да с ветерком, когда рядом со стадионом - вмерзшие в лед, как "Челюскин", пароходы, когда над городом - заиндевевшие купола знаменитых соборов, а по невской глади впору устраивать гонки на буерах.

Когда вместо зеленого поля - бурый прямоугольник, а вместо травы, как выразился уважаемый пан Петржела, - бетон. Какой футбол?!

А вот такой! Помните замечательную короткометражку питерского, кстати, режиссера Юрия Мамина "Праздник Нептуна"? Там в лютый мороз жителям затерянной в снегах русской деревни пришлось, дабы не ударить в грязь лицом перед заезжими шведскими гостями, изображать из себя "моржей", впервые в жизни ныряя в прорубь. И так завело их это дикое культмероприятие, что, когда и иностранцев-то след простыл, и надобность в "потемкинской деревне" отпала, и впору было спешно сворачивать никому уже не нужный праздник, ринулись они не греться, нет - толпой в ледяную воду под чей-то отчаянный крик: "Да хрен с ними, со шведами!"

Бесшабашный этот лозунг в самый раз пришелся бы в субботу на "Петровском". Забитым почти под завязку трибунам было, могу засвидетельствовать, ненамного теплее, чем тем "моржам": уже к воротам стадиона народ, потоптавшийся по дороге у милицейских кордонов, прибывал закоченевшим, зная, что впереди еще минимум два часа на морозе. Но назад не повернул никто, и никому не пришло в голову с началом игры потуже замотать на шее клубный шарф: его место - над головой, в вытянутых руках, он ведь не для тепла - для праздника, которого ждали слишком долго, чтобы отказаться от него из-за чего бы то ни было.

Нельзя играть в футбол на таком поле и в такую погоду? Конечно, нельзя. Глупо рисковать здоровьем без крайней надобности? Конечно, глупо. Но есть один нюанс: это -российский футбол, а в России сплошь и рядом происходят вещи, логике и рассудку не подвластные. Последствия они очень часто имеют не лучшие, но бывают и счастливые исключения. Одно из них нам повезло наблюдать в субботу в Питере. "Петровский" ухнул в прорубь - и никто об этом не пожалел. Даже, рискну предположить, столь неудачно начавший свой первый российский чемпионат португалоязычный легион "Динамо".

Конечно, динамовские теплолюбивые новички предпочли бы привычное тепло и зеленую травку. Старт российского этапа карьеры им выпал - не позавидуешь: сначала кубковый матч с "Крыльями" на синтетике под снегопадом, три дня спустя - ледяной "бетон" в Питере, послезавтра - тяжелейший выезд в морозную Самару, а следом условно домашняя игра с "Торпедо", в которой тоже дух не переведешь. Есть от чего надломиться и психологически, и физически - последнее уже успел почувствовать на "Петровском" Сисеру.

Но, может, и к лучшему то, что португало-бразильской общине бело-голубых довелось с самого начала испытать на себе все прелести футбола в стране, куда она приехала? Выдержат - значит, выживут. И тогда у "Динамо" появятся шансы получить дивиденды от щедрых инвестиций межсезонья, а у его болельщиков - надежда на то, что спартаковец Олег Романцев вернет их клубу должок за то, что некогда сделал для красно-белых динамовец Константин Бесков.

Пока новички удар держат. Похоже, им, понятия не имеющим об особенностях русской души, передалось настроение "Петровского" - и в прорубь они кинулись с той же готовностью, что и все, кто был на поле и на трибунах. Пусть не нашлось у них чем удивить российскую публику, пусть проваливались временами крайние защитники, промахивались по воротам хавбеки и ничего не мог поделать с жесткой опекой соперников и еще более жестким полем Дерлей, но в нехватке мужества и настроя южан не упрекнешь - бились и старались они не меньше остальных.

Кстати, замечание о "прелестях российского футбола" не следует обязательно воспринимать как иронию. Ведь сколько бы мы его ни ругали, есть в нем и прелесть без всяких кавычек. Во всяком случае, в таком, какой показали в субботу "Зенит" и отчасти "Динамо". В первом матче чемпионата, напомню, показали, опровергнув стереотипное представление о весеннем футболе. Едва покинув последние сборы и играя в условиях, которые даже у нас язык не повернется назвать футбольными, умудрились и темп выдержать, и настрой не снизить ни на минуту, и пятью голами, один красивее другого, зрителей побаловать.

Все, если не считать погоды, на "Петровском" работало на праздник. И выложенный на одной из трибун огромный белый крест на синем и голубом фоне из разноцветных кусков материи в руках болельщиков, и полотнище во весь соседний сектор - алое сердце, украшенное лентой тех же зенитовских цветов. И файеры после голов - говорят, по негласной договоренности с болельщиками милиция в виде исключения пропускала на стадион лицензированную пиротехнику, отбирая только "левую". И сами милиционеры, как всегда, многочисленные и грозно снаряженные, но какие-то добродушные. И даже реплики последних фанатов "Зенита" с трибуны, мимо которой шел после матча на пресс-конференцию Олег Романцев, - не злорадные, не ехидные, а ободряющие: "Ничего, Олег Иванович, первый блин комом, не расстраивайтесь..."

Так что во всем есть положительная сторона: знакомство с российским чемпионатом для гостей из Португалии вышло пусть безрадостным, но не бесцветным - наверняка.

Раздевалку португальцы покидали, как и в среду после игры с "Крыльями", последними. Шли, конечно, не в лучшем настроении, включая Нуну Фрешо, который, не раздумывая, отдал бы лавры автора первого "португальского" гола в истории российского футбола за иной результат матча. И он, и его земляки проследовали в автобус быстро и молча - только Данни, вновь лучший среди динамовских новичков, смущенной полуулыбкой ответил на выраженное корреспондентом "СЭ" сочувствие. Да Дерлей, своего рода капитан динамовских легионеров, задержался, чтобы ответить на пару вопросов:

- Чем объяснить столь крупный проигрыш?

- Долго говорить не хочется. "Зенит" был сильнее. Мы допустили слишком много ошибок, позволили несколько раз поймать себя на контратаках. Надеюсь, в следующей игре этого не повторится.

- Видно было, что лично вам мешало слишком жесткое поле.

- Поначалу - да, мешало. Потом приспособился, но это не помогло.

- У вас есть какой-то рецепт, как избавиться от гнета поражения?

- Рецепт один - тренировка. Надо больше работать, вот и все. Тогда и результат придет.

Что ж, если так думают они все - надо полагать, выживут.