Иванов и Патрушев - родители питерского "Динамо"

Иванов и Патрушев - родители питерского "Динамо"

Мало кто из знающих Владимира Родионова людей относится к нему равнодушно. Над ним можно иронизировать, а можно восхищаться его целеустремленностью.

Мало кто из знающих Владимира Родионова людей относится к нему равнодушно. Над ним можно иронизировать, а можно восхищаться его целеустремленностью. Его можно ненавидеть и уважать. В российском баскетболе не так много персон с такой неоднозначной репутацией, как у генерального директора клуба "Динамо СПб". Но с тем фактом, что именно благодаря его активности баскетбольная жизнь в Петербурге оживилась (если не сказать -- возродилась заново), не поспоришь.

-- Переезд клуба из одного города в другой -- для российского спорта явление не совсем обычное. Как вообще развивалась ситуация с трансформированием саратовского "Автодора" в "Динамо СПб"?

-- Идея, как таковая, появилась давно. В Саратове у меня никак не клеилось создание суперклуба. Хотя в каком-то смысле в середине 90-х он все-таки был именно им. Два выхода в финал чемпионата России, участие в Евролиге -- для провинциальной команды это, согласитесь, солидно. Но с учетом изменения ситуации в российском баскетболе, куда пришли большие деньги, дальше тащить команду в одиночку я уже не мог. А у городского руководства в Саратове во всем, что касается спорта, только один вопрос: "Как больше средств вложить в футбол?". То есть будущего в Саратове у "Автодора" не было.

Что же конкретно по Питеру, то идея была не моя. За одной из игр ЦСКА министр обороны Иванов и глава ФСБ Патрушев следили в компании с президентом Российской федерации баскетбола Черновым. И тот полушутя-полусерьезно говорит: "Армия в баскетболе пока явно впереди. А почему бы не сделать "Динамо" такой же сильной командой, как ЦСКА?" Принципиальное добро было получено, и началось решение чисто технических моментов.

-- Технические проблемы решались долго?

-- Я настаивал на том, чтобы уже с апреля началось финансирование. Надо было не опоздать с селекцией, с приглашением тренера. Однако так быстро в России ничего не делается -- от идеи до ее практического воплощения приходится побегать по инстанциям. В итоге ситуацию разрулили к июню, а уже в июле в Питер впервые приехал Дэвид Блатт. С селекцией мы, конечно, опоздали -- в том, что касается легионеров. Молодые игроки, которых я привез с собой из Саратова, были, как говорится, при мне. Иностранцев же решили приглашать уже после того, как окончательно определимся с кандидатурой тренера, чтобы он тоже мог принимать участие в этом процессе.

-- Насколько легко вы сами решились на такой шаг? Все-таки в Саратове были отнюдь не последним человеком, а в Петербурге все пришлось начинать практически с нуля.

-- Ну, все-таки Питер -- есть Питер. Культурная столица России. Страшного в переезде сюда ничего нет -- не поехал же я куда-нибудь, грубо говоря, в Новосибирск. А корни? Я думаю, они и через год, и через два все равно будут в Саратове. Хотя я и родом не оттуда, жил в Саратове с 1966 года, и именно этот город считаю родным. Но правильно говорят: "Никогда не говори "никогда"". Может, я еще и вернуть на Волгу. Ведь в Питере передо мной стоит совершенно конкретная задача -- создать баскетбольный суперклуб европейского уровня.

-- Чего для этого пока не хватает?

-- Прежде всего надо стабилизировать нашу финансовую ситуацию -- не в смысле бюджета, который официально объявлен, а именно в плане стабильности финансовых расчетов, чтобы ситуация в этом смысле развивалась более предсказуемо. Не хочется ходить по коридорам и клянчить "пять копеек на жизнь". Я человек независимый во всех отношениях. И приехал в Питер не зарабатывать деньги для самого себя, а реализовать свою мечту о создании баскетбольного суперклуба.

-- Многие считают одним из самых удачных шагов в становлении "Динамо СПб" приглашение тренера Дэвида Блатта. Как возник этот вариант и насколько трудно было пригласить известного специалиста в клуб, который к тому моменту существовал только на бумаге?

-- Чего только не говорили и не писали по поводу моих взаимоотношений с тренерами! Называли даже самодуром, который меняет наставников как перчатки. Но, во-первых, сам я снимал тренеров всего два раза в жизни, а во-вторых, назовите мне фамилию хотя бы одного человека, от меня ушедшего и потом чего-то добившегося в этой профессии. Таких нет. Я о каждом тренере, с которым работал, могу сказать, на что он способен как специалист. В момент же переезда в Питер права на ошибку в приглашении тренера у меня просто не было. Скажу честно, рассматривались три кандидатуры. Под первым номером в списке стоял Блатт, и когда удалось с ним договориться -- остальные варианты отпали сами собой. Процесс переговоров с Дэвидом шел непросто. Когда он летом приехал в первый раз и мы показали ему будущий тренировочный зал на стадионе "Динамо", то он не поверил, что в такие короткие сроки его можно привести в порядок. Но все-таки Блатт рискнул. Думаю, уже сейчас можно сказать, его риск оправдался. Работая с "Динамо СПб", Блатт уже доказал, что является одним из лучших тренеров в Европе. Пусть мы и не выступаем пока в сильнейшем клубном турнире Европы -- Евролиге ULEB, но уже обыгрывали "Барселону", другие сильные клубы Европы, и даже ЦСКА чудом унес от нас ноги.

-- Притирка с Блаттом была долгой?

-- Любой талантливый человек и большой тренер, -- а Блатт, без сомнения, относится к этим категориям, -- не любит вмешательства в свою деятельность. Поэтому я с советами к нему не лезу, говорю: "Хочешь выслушать мое мнение -- пожалуйста". После игр мы иногда беседуем, и сейчас уже можно сказать, что на 99 процентов сходимся в оценках действий того или иного игрока. Возможно, я что-то поменял бы в тренировочном процессе, но я -- это я. А Блатт -- это Блатт. И именно он действующий главный тренер "Динамо".

-- Ему приходится в этом сезоне строить команду практически с нуля в условиях постоянных переездов и перелетов. Вас как руководителя клуба не смущает образ жизни команды, которая порой за месяц дома проводит не больше недели?

-- Когда мы прошли предсезонку, то у "Динамо СПб" уже стали просматриваться контуры очень неплохой команды. После сборов и контрольных матчей в Италии и Испании нам даже пришло персональное приглашение в Евролигу ULEB, но мы, к сожалению, уже не успевали оформить все необходимые документы. Молодежь у нас была замечательная. Так, Сергея Иванова можно назвать одним из самых стабильных игроков своего возраста в России, Владимир Веремеенко -- вообще уже практически готовый баскетболист для НБА. Так что Блатту было с кем работать. А у него самого есть все для успешной деятельности -- знания, потрясающая харизма и... соответствующий голос. Да, для тренера и это очень важно. Не буду называть фамилии, но есть в России тренеры с такими писклявыми голосами, что вообще непонятно, как они руководят командой. На мой взгляд, настоящий тренер если уж "посылает" кого-нибудь, то должен делать это так, чтобы человек сразу понял -- куда и зачем он должен идти. Да и в тренировочном процессе Блатт очень хорош. Честно говоря, я просто получаю удовольствие, когда прихожу на его тренировки... У него удивительная способность выжимать из людей максимум возможного.

-- До сих пор не очень понятна ситуация с несостоявшимися игроками "Динамо СПб" -- Дэйвином Дэвисом и Геннадием Силантьевым, которые так и не примерили форму команды, хотя вы на них рассчитывали.

-- Не все в этом мире, к сожалению, зависит от нас. Из легионеров, на мой взгляд, нам очень повезло с сербом Ашкрабичем. С остальными мы получили то, на что и рассчитывали. В случае с Дэвисом мы просто столкнулись с недобросовестностью агента, обещавшего, что у американца вскоре появится паспорт гражданина Испании и он перестанет подпадать под квоту заокеанских легионеров. Кстати, до сих пор не можем вернуть затраченные на Дэвиса деньги, но обязательно их получим -- пусть даже в судебном порядке. По Силантьеву же возникла вообще непонятная ситуация -- и тоже по вине его агента. Этот игрок имеет контракт с ростовским "Локомотивом", подписал какие-то документы с подмосковным "Динамо" и даже получил там какие-то подъемные. Теперь я уже не знаю, как выходить из этой ситуации. Платить за него двум клубам те деньги, которые они требуют? Честно скажу, что Геннадий их не стоит...

-- Вы перевезли команду в город, где уже есть клуб с легендарным именем и богатыми традициями -- "Спартак". Чувствовали ли какое-то сопротивление или противодействие проекту под названием "Динамо СПб"?

-- На самом деле я сам -- почетный спартаковец, лично Николай Озеров вручал мне этот знак. Но профессиональная деятельность не всегда полностью зависит от собственных клубных предпочтений. Константин Бесков -- коренной динамовец, но лучшие свои тренерские годы провел именно в "Спартаке". На мой взгляд, традиции в спорте должны передаваться через тренерские поколения -- от одного великого специалиста к другому. В российском баскетболе эта связь прервалась -- и, к сожалению, в Петербурге тоже. В итоге "Спартак" в последние годы не жил, а просто существовал. Искренне надеюсь, что именно благодаря появлению в Питере нашего "Динамо" ожил и "Спартак". Ведь эту проблему можно было решить и два, и три года назад. Но до нашего приезда она почему-то не решалась. А есть какое-то внутреннее противодействие в городе или нет -- на это я вообще стараюсь не обращать внимания. Я приехал сюда делать свою работу. И надеюсь, что смогу построить здесь такую же баскетбольную систему, какая была у меня в Саратове. Ведь именно там сейчас функционирует абсолютно лучшая в России и в Европе школа. Считайте сами: Моня и Хряпа -- игроки калибра НБА, Веремеенко наверняка туда попадет (если, конечно, дай бог, обойдется без травм). И обещаю вам, что в ближайшие годы из Саратова еще минимум пять человек уедут в НБА -- на подходе есть ребята, которые по данным еще "круче" тех, кого я назвал. В Европе нет ни одной школы с подобным КПД. И надеюсь, что в Питере я создам что-то подобное. Это и будет моим реальным вкладом в развитие питерского баскетбола.

Постновогоднее "Динамо" теряет очки и Блютенталя

Питерское "Динамо" стартовало в чемпионате России очень резво и заслуженно входило в группу лидеров, но после Нового года команду стало не узнать -- подопечные Дэвида Блатта в январе потерпели два очень болезненных поражения от команд, которых явно превосходят по своему кадровому потенциалу. Сначала динамовцы проиграли в "Юбилейном" землякам из "Спартака" (причем по сюжету это "питерское дерби" стало одним из самых драматичных баскетбольных спектаклей сезона), а затем уступили в Самаре аутсайдеру первенства -- ЦСК ВВС.

И с "кадровым потенциалом" у "Динамо СПб" возникли проблемы. Самое звездное приобретение бело-голубых -- действующий клубный чемпион Европы Дэвид Блютенталь -- уже покинул Петербург, так и не сумев адаптироваться в условиях суровой российской действительности. По крайней мере, такова официальная версия ухода баскетболиста, который всю жизнь провел в Калифорнии и Тель-Авиве.

Но о каком-либо кризисе в "Динамо СПб" можно было бы говорить, если бы не триумфальное шествие команды по Евролиге ФИБА, где динамовцы уже одержали девять побед в девяти сыгранных матчах (еще одна победа досталась динамовцам без игры, так как белградский "Лавови" снялся с турнира). В российском чемпионате до главных событий еще очень далеко, а место в плей-офф питерскому клубу, можно считать, гарантировано. Так что временным неудачам "Динамо СПб" вполне можно не придавать серьезного значения. Тем более что стратегическая задача любого российского клуба в плей-офф -- как можно позже попасть по турнирной сетке на явных фаворитов нынешнего сезона из московского ЦСКА. И с этой точки зрения шестое или седьмое место по итогам регулярного чемпионата могут оказаться даже предпочтительнее, чем четвертое или пятое. Как раз на шестой позиции и оказались динамовцы после поражения в Самаре.

Что же до отъезда Блютенталя, то генеральный директор "Динамо Спб" Владимир Родионов прокомментировал этот факт так: "Вскоре ему на смену к нам приедет игрок, способный реально усилить нашу команду в преддверии решающих матчей сезона".