Капля эфедрина не убивает рейтинг

Капля эфедрина не убивает рейтинг

Допинговая атака на теннисную гордость Петербурга Светлану Кузнецову, предпринятая на прошлой неделе региональным министром спорта Бельгии, судя по всему, захлебнулась.

Допинговая атака на теннисную гордость Петербурга Светлану Кузнецову, предпринятая на прошлой неделе региональным министром спорта Бельгии, судя по всему, захлебнулась. Активно лысеющий бельгийский чиновник средних лет Клод Эрдекенс, вполне возможно, сумеет доказать, что в допинг-пробе Кузнецовой обнаружен эфедрин. Но в соответствии с правилами WTA (Женской теннисной ассоциации) в факте его применения Кузнецовой нет ничего криминального.

До недавнего времени дисквалификации в теннисе за употребление допинга вообще считались явлением диковинным. И вовсе не потому, что запрещенные препараты никто не использовал. Просто лучших теннисистов-профессионалов если и проверяли, то либерально, но, как правило, не проверяли вовсе. К примеру, легендарный американец Джон Макинрой в прошлом году ликвидировал пробелы в своей памяти и огорошил мир словами: "В течение шести лет я принимал препараты, которые обычно давали лошадям перед скачками. Пока не узнал, что эти препараты слишком опасны даже для лошадей".

В девяностых годах прошлого века первой теннисной жертвой борцов с допингом стал чех Петер Корда, которого по этому случаю коллеги назвали "единственной паршивой овцой" в благородном семействе. В последнее же время на запрещенных препаратах каждый год попадались один -- два теннисиста. Причем среди них были и известные личности. В частности, финалист прошлогоднего "Ролан Гаррос" аргентинец Гильермо Кория.

Однако подозрения на звезду женского тенниса пали впервые. И сразу на представительницу Петербурга, проведшую на городских кортах не один сет вместе с Валентиной Матвиенко. На счастье Кузнецовой эфедрин оказался и не допингом вовсе. Точнее, все-таки допингом, но только если теннисистки подкрепляют им силы во время официальных соревнований. А пробу у чемпионки US Open взяли 19 декабря на неофициальном показательном турнире в бельгийском городе Шарлеруа.

К тому же применение эфедрина, хотя тот и включен в список запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства (WADA), даже охотники за нечистоплотными спортсменами считают правонарушением мелким и несерьезным. Пусть это средство учащает сердцебиение, повышает кровяное давление и помогает атлетам справляться с чрезмерной усталостью, но оно содержится в большом числе легальных лекарств и может быть принято без злого умысла. Рекомендованное наказание для пойманных первый раз -- лишь строгое предупреждение или выговор.

В случае с Кузнецовой наверняка обойдутся и без выговора. Нет официальных турниров, нет и состава преступления. Тем более что принимала она эфедрин не корысти ради (какой смысл рисковать на выставочном турнире, где результат не имеет ровным счетом никакого значения). "Незадолго до турнира в Бельгии Света сильно простудилась. Поднялась температура, были сильно задеты верхние дыхательные пути. Поэтому я и моя супруга Галина настоятельно рекомендовали ей остаться в Барселоне. Но она не послушалась. Сказала, что обещала организаторам соревнований быть, и всегда держит слово. Она и обратно приехала больной, только помощь известного питерского спортивного врача поставила ее на ноги", -- рассказал "Городу" отец теннисистки, известный велосипедный тренер Александр Кузнецов.

Зная коварство отдельных обитателей теннисного мира, мама Светланы Галина Царева дала ей в дорогу коробки от всех лекарств, предписанных испанскими врачами. Но, то ли Кузнецова забыла, то ли посчитала несущественным заявлять проверяющим о каплях в нос, содержащих эфедрин. И поплатилась за невнимательность громким скандалом на старте Открытого чемпионата Австралии. Громким еще и потому, что министр Эрдекенс не сразу назвал фамилию уличенной бельгийской лабораторией теннисистки. Поэтому первые подозрения пали не только на Кузнецову, но и на россиянку Елену Дементьеву и француженку Натали Деши, также игравших в Шарлеруа. Зачем бельгийцам заговор против русской звезды не совсем ясно, их национальная гордость, экс-первые ракетки мира Жюстин Энен-Арденн и Ким Клийстерс сейчас не играют из-за травм.

Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев выразил изумление, что результаты теста оглашены без соблюдения установленной процедуры. К тому же еще до вскрытия пробы "Б", без оповещения спортсменки, российской и международной федераций тенниса.

Обвиняют Эрдекенса в неэтичном поведении и исполнительный директор WTA Ларри Скотт и, естественно, родные и близкие Кузнецовой. "Для советского человека было обычным делом, когда его облили грязью, умыться и пойти дальше. Но мы должны жить по мировым стандартам, а значит, подать на клеветников в суд", -- высказала "Городу" свою позицию Царева. Солидарны с ней и остальные члены семьи.