Вячеслав Малафеев: А кто сказал, что в этом году нам будет легче?

Вячеслав Малафеев: А кто сказал, что в этом году нам будет легче?

- Спортсмен на сборе ощущает себя "за решеткой в темнице сырой"? - Все мы с нетерпением ждем отпуска, но всегда знаем: после него - сборы, несколько месяцев вдали от дома, и морально к ним готовимся.

- Спортсмен на сборе ощущает себя "за решеткой в темнице сырой"?

- Все мы с нетерпением ждем отпуска, но всегда знаем: после него - сборы, несколько месяцев вдали от дома, и морально к ним готовимся. Тем не менее, находясь долгое время вдалеке от близких, ты не властен над собой. Делаешь все скорее на автомате. Но мы прекрасно понимаем, чем и ради чего жертвуем. К тому же нельзя сказать, что на сборах тоскливо. По футболу соскучились, ребята в команде все свои, на тренировках шутки-прибаутки, да и на лыжах было забавно ездить, хотя поначалу и сложно.

- Как коротаете редкие минуты отдыха?

- Программа борьбы со скукой выработана годами, и у каждого она своя. У меня это прежде всего фильмы на компьютере, журналы...

- Playboy, Hustler?

- Как ни странно, нет. Более развивающие - мужские, автомобильные, кроссворды. Всегда беру с собой книгу. На этот раз - "Диверсант" Анатолия Азольского.

- Домой часто звоните?

- Почти каждый день. Но голос дочки услышать не удается. Из-за насыщенного режима тренировок звонить домой получается только вечером, когда ребенок уже спит. Да и не говорит она еще. Маленькая - год и два месяца. Но уже понимает, кто папа, кто мама, и пытается что-то бормотать. А недавно, в канун Рождества, водил ее на первый в жизни утренник. "Зенит" ежегодно проводит новогодний праздник для детей и внуков тех, кто имеет отношение к клубу. Сначала мы с женой думали, что Ксюше среди большого скопления народа будет не очень комфортно. Но дочке очень понравилось.

- Вернемся к суровым будням сборов. Вы так же скептически относитесь к лыжам, как ваш партнер Кержаков?

- В последний раз вставал на лыжи очень давно, в школе, и навыки потерял. В первый день упал раз пять! Но с каждым днем становилось легче: работа с инструктором принесла плоды. Проходили мы ежедневно не меньше 10 километров. Подниматься в гору - непростое занятие. А спускаться довольно забавно, даже удовольствие получаешь.

- Ваши впечатления о контрольных матчах?

- Они скорее дали пищу для размышлений тренерам, чем игрокам и болельщикам. Трудно говорить о содержании футбола, ведь мы играли два дня подряд после месяца отпуска и одной недели физподготовки без мяча. В первом спарринге с не самым сильным соперником за "Зенит" вышли в основном молодые ребята. В принципе игра получилась равной, но немножко не повезло - 1:2. С "Ниццей" был интересный матч. Команды пытались комбинировать, играть в пас, много боролись. Мы имели пару моментов, но не реализовали их, а минут за семь - десять пропустили со "стандарта". А потом было 10:0. "Марсель" играть отказался - то ли потому, что вылетел из Кубка, то ли из-за смены тренера. Пришлось в срочном порядке искать спарринг-партнера. Нашли любительскую команду. "Зенит" был на две головы выше. Но результат ни о чем не говорит: команды совсем разные по классу. Если бы "Зенит" встречался со сборной мира, мы бы тоже проводили массу времени в обороне.

ХАГЕН НЕ ПОХОЖ НИ НА КОГО В РОССИИ

- Что вам интуиция подсказывает: становится команда сильнее, чем в прошлом сезоне?

- Выводы позволят сделать либо начало чемпионата, либо его окончание. Все сегодняшние впечатления обманчивы. Думаю, главное то, что сейчас в "Зените" очень высока конкуренция, и игрокам, которые в прошлом сезоне себя уверенно чувствовали на каких-то позициях, теперь будет не так вольготно. Придется поработать. Еще неизвестно, кто будет выступать в основном составе.

- Какие позиции имеете в виду?

- Оборона, крайние полузащитники и, возможно, нападение. Ведь нападающий, как и крайний хавбек Трифонов и два защитника, были приобретены не для того, чтобы на скамейке просиживать.

- Газеты пишут, что самая проблемная линия "Зенита" - оборона. Правильно пишут?

- Если говорить о сезоне-2003 - не согласен. А прошлый год и впрямь сложился не совсем удачно. Но дело в том, что мы играем в немножко авантюрный футбол, где больше игроков действует в нападении, чем в обороне. У нас 5-6 футболистов практически постоянно находятся в атаке, и не всегда получается обороняться всей командой. В чем-то не повезло, в чем-то сами ошиблись, хотя взяли то же количество очков, что и в позапрошлом году. А голов пропустили больше, чем в 2003-м. И если уж говорить объективно, надо признать: оборона не всегда действовала лучшим образом. Заметьте, имею в виду не только защитников, а оборонительную игру всей команды.

- Новичок Хаген - сильный защитник?

- По игре с "Ниццей" оставил хорошее впечатление. Тренеру его игра понравилась. Не скажу, что он очень уж быстр, но всегда находился там, где нужен.

- Говорят, у него своеобразная манера игры.

- Это он с виду такой. Хаген не похож ни на одного игрока в "Зените", а может, и вообще в России. Чем именно не похож - пока трудно разобраться. Сами увидите, когда сезон начнется.

- Не посмеиваются над ним в команде?

- Шутят у нас над всеми игроками без исключениями. Но по-доброму. Эрик не все понимает, но смысл шуток мы ему иногда переводим.

- Прозвище дали ему?

- У него нормальное имя, удобно произносится. А прозвище, наверное, придумают болельщики. Которое, возможно, потом будем использовать и мы, футболисты.

- Спокойнее вам за его широкой спиной?

- Конечно!

- Про Крижанаца что скажете?

- Очень трудолюбив. Много бегает. Умеет бороться. Жесткий, хороший защитник.

- На каком языке общаетесь с новичками?

- На английском. Не сказать, что владею им в совершенстве, но кое-что объяснить и понять могу.

- Вы кричите, а вас не понимают: защита-то сплошь интернациональная. Проблема?

- Нет. В первую очередь защитники должны разговаривать между собой. С этим проблем не будет - все понимают английский. А выучить 10 - 15 русских слов, которыми можно объясняться на поле, - посильная задача.

- Вы вроде к той категории вратарей относитесь, которые без надобности голос не подают.

- Не вижу смысла в том, чтобы повышать голос. Мои партнеры не первый день в футболе и ошибки совершают не намеренно. Вот если промахи повторяются, если риск становится неоправданным - приходится подсказывать, кричать, даже ругаться. Но стараюсь делать это как можно реже.

- Интересно узнать мнение первого вратаря команды о младшем коллеге - Кержакове-младшем.

- Молодой вратарь, который хочет играть - хорошо и в хорошей команде. Много работает на тренировках. Это главное. Есть у Миши характер - именно вратарский. Если не снизит к себе требования, может многого добиться. В таком возрасте, по себе знаю, нужно больше тренироваться, набираться опыта. Дальше - как судьба сложится.

ПУТЬ К МЕЧТЕ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ СБОРНУЮ

- О Кержакове и Аршавине в прошлом году постоянно говорили: то туда их зовут, то сюда. А вы от каких предложений отказывались?

- Некрасиво обсуждать эту тему. Что было - прошло. Сейчас могу наговорить что угодно - мол, какой я молодец, что отказал тому-то и тому-то. Если бы поступило конкретное предложение, над которым всерьез задумался бы, - это одно. Слухи, возможные варианты - другое. Да, они есть, не спорю. Но меня они не привлекают. Никак. А предложений, которые понравились бы, еще не поступало.

- А вообще сколько их было?

- Опять же нескромно говорить. Ведь где было три - можно сказать пять. Где было одно - можно сказать три.

- Но вы-то обманывать не станете.

- Обо всех не знаю. Более или менее конкретных - два.

- Какой смысл футболистам подписывать долгосрочные контракты? Например, ваш рассчитан до конца 2009 года. Клубу, понятное дело, выгодно, а для игрока - кабала.

- Почему кабала? Будешь хорошо играть - тобой всегда заинтересуются, срок контракта особого значения не имеет. А мне куда легче работать, когда знаю, что мои мысли и планы на два-три года связаны с одной командой. Так гораздо спокойнее, чем постоянно думать, где тебе больше заплатят или как убежать туда, где ты хотел бы играть. Все это придет. Никуда не денется. Если тебе суждено играть в другом клубе - российском или заграничном, - рано или поздно будешь там играть.

- А вдруг поздно?

- Значит, не судьба. Смотрю на жизнь философски. Если ты в состоянии добиться чего-то - добьешься. Буду топтаться на месте - клуб захочет от меня избавиться. И наоборот, если буду прибавлять - будет заинтересован меня продать.

- Кержаков наверняка знает, когда хочет уехать. А вы что-то для себя спланировали?

- Приблизительно. Это не секрет, но зависит от массы нюансов: не только от предложения, но и от позиции клуба, от материальной стороны, работы агента, интересов семьи и т.д. Все должно сложиться так, чтобы всех устраивало.

- У вас есть ощущение, что в этом году можете стать первым вратарем сборной?

- Свое мнение оставлю при себе, но приложу для этого максимум усилий. Ведь для достижения мечты (а мечтаю я играть в Англии) мне необходимы игры за сборную. А ее первым номером в любом случае будет тот, кто сильнее.

ПРОТИВ "ЗЕНИТА" ИГРАТЬ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО

- Наверное, прошлый сезон хочется выбросить из головы? Сплошная черная полоса - и 1:7, и "Зенит" без медалей...

- Ни в коем случае. Любой сезон - приобретение опыта, психологической уверенности. Даже такие удары, как 1:7, как то, что ты в сезоне лидировал, но в итоге оказался без медалей, полезны. В жизни нужно быть готовым ко всему. В футболе - тем более. Ошибки и промахи неизбежны. И если уж они произошли, пусть это будет самым печальным в жизни.

- Такие удары, как 1:7, - на всю вратарскую жизнь?

- Вспоминаться такое будет всегда - сто процентов. Но говорить, что это всегда со мной, не хотелось бы. Было - и было. Знай заранее о таком развитии событий, не хотел бы пройти через это. Но раз уж прошел - не жалею. Мне понадобилось какое-то время, чтобы внутренне отойти от Лиссабона. Пошли навстречу тренер и врачи клуба, предоставив мне отдых, чтобы не загонять еще глубже в яму. Физическую (тогда плохо себя чувствовал из-за простуды) и психологическую. А в какой момент оклемался - уже не помню.

- Сами для себя разобрались: чего не хватило "Зениту" в прошлом году, чтобы стать чемпионом?

- В первую очередь каждый игрок должен предъявить претензии самому себе. Где-то недоработал, что-то сделал не так. Наверное, главная ошибка в том, что мы снизили требования к себе. Не команда в целом, а каждый по отдельности. Имею в виду не только и не столько игровые ошибки. Мне, может, готовиться по-другому нужно было. Другой скажет: мне стоило отдохнуть три дня. Третий: а мне не помешало бы в кино сходить. Четвертый: а мне немножко вина выпить за пять дней до игры. Конечно, я утрирую. Но каждый сам себя готовит к игре. Мелочи, нюансы - но из них и состоит футбол.

- Драматичная концовка прошлого сезона в чем-то по-человечески вас изменила?

- Это опыт, которого набираешься из года в год, от игры к игре, из минуты в минуту. Опыт - категория, которую трудно объяснить словами. Чем больше журналист берет интервью, наблюдает, анализирует, тем больше разбирается в вопросе, тем лучше чувствует. Не думает, а чувствует. И вопросы возникают не потому, что журналист осознает разумом, о чем надо спросить, а потому что догадывается - по интонации собеседника, по развитию беседы: именно этот вопрос сейчас нужен. Так и в других профессиях, в частности в футболе.

- Почему "Зениту" будет в новом сезоне легче?

- А кто сказал, что легче?

- На вас будут настраиваться как на команду номер четыре.

- Все знают, что собой представляет "Зенит", и настраиваются на него очень серьезно. Все хотят с нами играть. Ведь играть с "Зенитом" всегда интересно. Недавно с ребятами вспоминали: в прошлом году всего пару матчей провели неярко. Остальные - сюжеты, драмы. Даже когда проигрывали, было интересно.