ЦСКА у себя дома

ЦСКА у себя дома

Отличный получился матч. Мог бы быть и поинтереснее, и пообоюдоострее… Но понятнее получиться не мог. Мы ждали, ждали.

Отличный получился матч. Мог бы быть и поинтереснее, и пообоюдоострее… Но понятнее получиться не мог. Мы ждали, ждали, когда "Зенит" сыграет с ЦСКА на своем поле за четыре тура до конца чемпионата - турнира, который эти две команды, собственно, и разыгрывают теперь, - и ожидание это разрешилось абсолютно полным, совершенно бесспорным превосходством одной из команд. 3:0 - армейцы разгромили соперника в его собственном доме.

Дом, кстати, богатый образ. Правильный. Как только появляется дом, в нем должен воцариться хозяин. Периодически его статус оспаривают, и тогда о себе надо напоминать.

Почему проиграл 'Зенит'?

О, говорить на эту тему можно долго. Во-первых, у 'Зенита' мало игроков. 'Зенит', в общем-то, это одиннадцать человек; там все понятно с оптимальным составом. Есть, конечно, претенденты на одну и ту же позицию, конкурирующие за должность, - вот, например, Шумуликоски и Горак. Первый чуть поуниверсальнее, может сыграть в полузащите (или, вернее, играть он там по большому счету не должен, потому что не умеет делать некоторые важнейшие для полузащитника вещи, но его туда иногда ставят), но в принципе близнецы они братья, с примерно одинаковым техническим оснащением и пробелами в нем.

Раз 'Зенит' - это одиннадцать человек, значит, и вариантов ведения игры у него не так уж много. Это, кстати, неплохо, даже о зрелости говорит - 'Зенит' играет в очень конкретный футбол, который его тренер Властимил Петржела с Боровичкой, своим помощником, заботливо строил два года. И вот построил наконец. Но, как любая конкретная игра, пусть даже очень хорошая (у ЦСКА такой вот яркой и собственной игры, в общем-то, и нет, если разобраться), она может быть взвешена и измерена. Она в определенном смысле предсказуема. Против нее можно найти противоядие, хватило бы только мастерства и сил.

Вот год назад (или чуть больше) пан Петржела говорил о ЦСКА, что команда эта играет очень просто и даже примитивно. И еще она играет понятно; значит, продолжил Петржела, мы ей не должны никогда проигрывать - потому что знаем, как против нее действовать. Так вот сейчас, чуть больше года спустя, команды поменялись местами. ЦСКА вышел охотником на 'Зенит' - и затравил его, потому что знал заранее, как будет вести себя красивая и сильная жертва.

Вот почему проиграл 'Зенит' - потому что команда в ее нынешнем облике достигла на самом деле своего пика. Дальше, если не предпринять решительных шагов, будет местечковость - хорошие ребята, местные воспитанники, всех их любят, играют задиристо… А титулы где, титулы? Вот ключевой вопрос. Дальше нужно либо остановиться на достигнутом и довольствоваться тем, что у города Санкт-Петербурга есть команда, которую он любит, а чего она добивается и добивается ли - городу неважно.

Или же постараться сделать большой шаг вперед. И для этого нужно немножечко со стороны посмотреть на тренера, Властимила Петржелу. Потому что если он говорит, что большие приобретения 'Зениту' не нужны - так, усилить пару позиций, - значит, и пан Петржела тоже достиг своего потолка.

Вот говорит 'Зенит': мы хотели купить защитника Иранека, но 'Спартак' взял да и предложил больше. У нас нет таких денег, говорит 'Зенит', и поэтому мы нашли вариант с другим защитником - Флахбартом. Он нас вполне устраивает по цене, а качеством ничуть не хуже.

Посмотрим на Флахбарта в удачном матче - и согласимся с этим. Но…

Играть-то надо два раза в неделю. И Иранек два раза в неделю совершенно одинаковые матчи штампует - классные. А Флахбарт через два на третий может и так себе игру выдать, что, собственно, и происходит.

Вот говорит 'Зенит': а кого нам покупать? У нас отличная команда, сыгранная. Чуть-чуть не хватило в этом году, подождем следующего. Но…

Посмотрите повнимательнее: из четверки основных защитников начать атаку первым пасом может один - Мареш, да и то иногда. Или вот на правом краю: какой хороший игрок Володя Быстров - свой воспитанник, яркий, ни на кого не похожий… С его талантом давно в ПСВ нужно играть или в 'Аяксе', но - это если не аплодисменты срывать на 'Петровском', рывочком тут, финточком там; это если на конвейер голы поставить. Сколько моментов было у Быстрова в сезоне, таких как тот, который он упустил в никуда в самом начале игры? С его стилем, с его скоростью Быстров в каждом матче от одного до трех раз ускользает от защитника и врывается в штрафную почти что один на один с вратарем. А много ли этих эпизодов он преобразовал в голы? То-то. А почему?

И это тоже очень простой вопрос. Потому, что поработал он над этим мало. Или вообще не поработал.

Мы, конечно, в главные виновники Быстрова не назначаем. Это просто для примера.

Ничего страшного, между прочим, не случилось. Просто пока Питер любил свою команду, другие сделали серьезный, большой шаг вперед. И ЦСКА сегодня страшен; оттого он страшнее вдвое, что мы понимаем - еще от силы на полмощности проектной работает эта машина. Тренера-то в команде толком не было в этом году: дедушка Жоржи уехал восвояси, другой тренер, Валерий Газзаев, занимается искусством возможного, ремонтируясь с командой на ходу. А если примет ЦСКА какой-нибудь Топмеллер? Страшно подумать, что может получиться. Уж по кадрам-то, по игрокам я просто не вижу, чем ЦСКА уступает, например, леверкузенскому 'Байеру' трехлетней давности, который этот Топмеллер довел тогда до финала Лиги чемпионов.

Торжествующий армейский болельщик, с которым я бок о бок уходил с «Петровского» вечером в понедельник, говорил: 'Ну, теперь-то все наши недоброжелатели заткнутся. Игры мы, видите ли, покупаем; смотрите, как в открытом бою главного конкурента в асфальт закатали!' Я с ним спорить не стал, потому что праздник же у человека.

Но на самом деле это несколько произвольный вывод. Мухи отдельно, суп отдельно, и то, что случилось в понедельник, совсем необязательно объясняет, как делаются иные дела в другие дни недели. Вообще об этой проблеме надо немного иначе говорить; вот стало же киевское 'Динамо' в семидесятые годы европейской футбольной величиной, и совершенно никто не отменяет того обстоятельства, что в чемпионате СССР другие украинские команды работали на 'Динамо', как в велогонке грегари на своего лидера - где-то расступаясь перед ним, а где-то ставя локти побольнее да поколючее его преследователям. А Блохин и Беланов получили по 'Золотому мячу', а команда дважды выиграла Еврокубок; вот как-то это все в ней уживалось.

Если существует соблазн решить часть спортивных вопросов под ковром и есть возможность это сделать, ею во все времена кто-то будет пользоваться. И к замечаниям со стороны, и к критике, возможно, в этом случае относиться примерно так же, как верблюды относятся к лаю вдогонку - не обращать внимания. Бороться с этим можно и нужно, безжалостно причем - перекрывая эти контрабандные возможности, изменяя условия, правила проведения соревнований. Но главное ведь то, что основательно, правильно сделанная сильная команда в обоих случаях останется на вершине. Не мытьем, так катаньем - потому что сильная она.

Вот теперь ЦСКА осталось только довести дело до конца. В чемпионате, который армейцам что тот самый дом, они полные хозяева. Все в их руках. Три тура до финиша.

Армейские болельщики на 'Петровском' в понедельник, между прочим, серьезно освежили старинную кричалку. «Мы - чемпионы!» - это обычно произносилось нараспев, почти как песня. А они скандировали это в течение всего матча так, словно мужчина в расцвете сил колотил кулаком по столу: с ударением на «мы», с вызовом. Констатировали факт.