Андрей Мальцев: Когда-то Кондрашин сажал меня рядом с собой на счастье

Андрей Мальцев: Когда-то Кондрашин сажал меня рядом с собой на счастье

В предстоящем баскетбольном сезоне в тренерских штабах клубов суперлиги будет немало бывших игроков, еще совсем недавно выходивших на площадку.

В предстоящем баскетбольном сезоне в тренерских штабах клубов суперлиги будет немало бывших игроков, еще совсем недавно выходивших на площадку. Двое из них уже работают главными тренерами. Но Сергей Бабков второй год руководит новосибирским "Локомотивом", то для нового наставника "Спартака" Андрея Мальцева стартующий 15 октября чемпионат станет дебютным. Хотя как-то странно называть дебютантом бывшего спартаковского капитана, отдавшего питерскому клубу больше половины из 38 прожитых лет.

ВТОРОЙ ДЕБЮТ В "СПАРТАКЕ"

- Но сейчас в моей спартаковской карьере начался принципиально новый этап. Поэтому, что ни говорите, я действительно могу назвать себя дебютантом. Настоящий новичок-первогодок, - говорит Мальцев.

- Сильно волнуетесь перед началом сезона?

- Если я скажу "нет", вы мне поверите? И правильно сделаете. Конечно, волнуюсь. Потому что прекрасно осознаю, какую громадную ответственность взвалил на свои плечи. Это же "Спартак"! Клуб с богатейшей историей и традициями. Клуб, который в последние несколько лет познал трудные времена. Команду нужно выводить из кризиса, и эту задачу доверили мне и моим помощникам.

- Могли бы и отказаться - думаю, никто бы вас за это не осудил.

- Да не мог я отказаться! Название клуба, которому я отдал почти 20 лет, для меня - не пустой звук. Кроме того, я прекрасно знаю всю нашу баскетбольную "кухню". Среди возможных "реаниматоров" "Спартака" тренеры с именами не фигурировали. Разве что назывались кандидатуры уже работавших в клубе питерских специалистов, у которых по тем или иным причинам, что называется, не получилось. В такой ситуации я, получив предложение возглавить команду, не колебался. Хотя и понимал: для пользы дела было бы лучше сначала какое-то время побыть вторым тренером. Ведь опыт работы главным у меня, можно сказать, символический.

- Какой именно?

- Первая "попытка" случилась еще на Универсиаде 1991 года, в матче за третье место против сборной Израиля. По ходу игры у меня возник конфликт с тренером. Детали по этическим соображениям приводить не буду. Скажу лишь, что после одного малопонятного решения я спросил: "Что же вы делаете?" А в ответ неожиданно услышал: "Ну, тогда ты за все и отвечай". В итоге мы выиграли с разницей 20 очков. После матча я подумал: "А почему бы мне когда-нибудь не стать тренером?"
Вообще-то я всегда считал эту профессию интересной. Прежде всего - из-за работы с Владимиром Петровичем Кондрашиным. Однажды, будучи совсем еще молодым игроком "Спартака", я в решающий момент матча случайно оказался на скамейке рядом с Кондрашиным, и мы выиграли. После этого Петрович стал меня постоянно сажать рядом с собой - на счастье. Это была неоценимая школа! Вы сами знаете: Кондрашин говорил мало, но уж если говорил... Как же интересно было смотреть баскетбол под его комментарии! Многие вещи, происходящие на площадке, виделись совсем под другим углом. Все становилось четким и понятным.
В общем, у меня с Кондрашиным сложился хороший контакт, и я очень благодарен за это судьбе. Позже, когда я стал опытным игроком, Петрович часто интересовался моим мнением - относительно защиты, нападения "Спартака", какого-то отдельного игрового отрезка. Ясно, что это общение было полезным в первую очередь для меня, а не для Кондрашина. Хотя определенную информацию он тоже получал.

ПРОСНУЛСЯ И РЕШИЛ: ИГРАТЬ БОЛЬШЕ НЕ БУДУ

- Вы завершили карьеру игрока только в прошлом году. В 37 лет еще выходили на площадку. И в последние годы выполняли в "Спартаке" роль эдакого дядьки-наставника.

- Так оно и было. Я поддерживал хорошие отношения с разными тренерами - Эндрияйтисом, Коваленко. Собственно, не конфликтовал и с Бородиным - скорее, из-за дефицита времени мы просто не успели до конца понять друг друга. Используя свой опыт, я служил неким передаточным звеном между тренером и командой. Такие игроки обязательно должны присутствовать. В свое время в "Спартаке" ими были Павлов, Кузнецов. Сейчас традиция преемственности поколений в значительной степени утеряна. Но я вижу человека, вполне подходящего на роль "дядьки" в моем "Спартаке", - Женю Кисурина. И очень на него надеюсь.

- Знаю, что карьеру вы завершили вынужденно...

- Да, надеялся еще поиграть. Чувствовал, что возможностей еще предостаточно. Но "Спартаку" прошлым летом баскетболист Мальцев оказался не нужен. Тренерский штаб у Бородина тоже был уже сформирован, а уезжать из Питера в другие клубы не хотелось. Несколько месяцев я еще поддерживал форму. Осенью съездил в Словению на чемпионат мира среди ветеранов. Кстати, там у меня тоже был опыт тренерской работы. И, судя по результату, удачный. За весь турнир на площадку я вышел только один раз - в финальном матче со словенцами, когда у нас из-за травм и фолов уже не набиралось игроков на пятерку. За три минуты 9 очков набрал.

- Что делали, вернувшись из Словении домой?

- Времена, не скрою, наступили тяжелые. Решение закончить играть было мгновенным - просто однажды проснулся и решил, что на площадку больше не выйду. После этого месяца полтора отдыхал. Полное безделье очень угнетало. Затем пригласили поработать в Адмиралтейскую спортшколу. Начал тренировать ребятишек 1993 - 1994 годов рождения. Потом мне вежливо намекнули: "Зачем тебе с малышами возиться? Бери возраст постарше". В январе поехал в Тулу на юношеский чемпионат страны помощником главного тренера. Заняли мы там третье место. После этого продолжал работать с игроками 1986 - 1987 годов рождения. Несколько моих ребят выступали за команду "Адамант" на первенство города. А один - Паша Сергеев - скоро должен дебютировать в суперлиге. Так я и работал. Вплоть до того момента, когда поступило предложение от нового руководства "Спартака".

- Когда это произошло?

- В конце апреля. Судьба - удивительная штука! Несколько месяцев я был совершенно невостребованным, а тут звонки из "Спартака" и питерского "Динамо" - от Родионова - последовали с интервалом в полчаса! Правда, Родионов предложил мне не тренерскую работу, а административную. Сказал примерно следующее: "Надо быть идиотом, чтобы, перевозя в Питер свою команду, не позвонить тебе". В итоге я съездил на обе встречи. Финансовые условия в "Динамо" были на порядок выше. Но что такое для меня "Спартак", я уже сказал. А кроме того, мне гораздо интереснее тренировать, чем, образно говоря, подсказывать, кому в какие двери следует входить и в какие инстанции обращаться.

ПОЛТОРА ЗЕМЛЕКОПА

- Первая встреча с руководством "Спартака" была долгой?

- Часов пять проговорили. Руководители клуба во главе с президентом Дмитрием Васильевым объяснили, каким они хотели бы видеть "Спартак". Я тоже изложил свою программу действий. После этого мы взяли паузу на майские праздники, а затем продолжили переговоры, и в итоге я подписал контракт. Правда, не сразу - летом. Но уже в мае полноценно работал главным тренером. Потому что понял: пришедшие в клуб люди, представляющие нового генерального спонсора - финский строительный концерн YIT, дорожат своим словом. Стучу по дереву, но сейчас в команде нет даже намека на какую-то задолженность по зарплате. Более того, когда мы уезжали на сбор и команде было желательно получить зарплату на два дня раньше срока, мы ее получили. Для "Спартака" всех последних лет штука просто немыслимая! Руководство шло навстречу тренерам во всех вопросах: по организации сборов, экипировке. Что же касается селекции, то сверхдорогих приобретений "Спартак" себе позволить, конечно, не мог, но сейчас команда практически укомплектована.

- А ведь по окончании предыдущего чемпионата страны в составе команды было...

- ...Полтора землекопа. Ни одного игрока с действующим контрактом! В прошлом сезоне люди играли за "Спартак" либо вообще без контракта, либо с однолетним. Руководство "Лентэка" - дочерней структуры YIT - сразу заявило, что будет создавать новую структуру баскетбольного клуба. Подготовить пакет документов, зарегистрироваться - на все это, естественно, потребовалось время. Поэтому реальным комплектованием мы занялись с опозданием. Несколько игроков, на которых я рассчитывал, к маю-июню уже имели контракты с другими клубами.

- Были ли летом случаи, когда игрок отказался перейти в "Спартак" из-за подмоченной в последние годы репутации клуба?

- Были. Фамилий называть не хочу, но некоторые так мне и говорили: "Вот вы хотя бы годик стабильно отыграйте, тогда с удовольствием и поговорим".

- Какими приоритетами вы руководствовались в селекционной работе?

- Предпочтение отдавалось российским игрокам. Брать перспективную молодежь нужды не было - она в Питере есть. Ветеранов своих тоже хватает. А вот игроков среднего возраста - таких, как Цыпачев, Воротников, Кузьмин, - мало. Пришлось покупать.

БРЭГГС РАДУЕТ. ЖДЕМ АЙЮСО

- Представьте состав "Спартака"-2004/05.

- На позицию первого "номера" у нас могут претендовать четыре с половиной игрока. (Смеется.) Говорю так потому, что в этом амплуа может сыграть даже двухметровый Понкрашов. А реальные претенденты - это Джорджевич, Кузьмин, Паходня и молодой Сергеев. С приходом Джорджевича темп командной игры вырос. Но он еще не так опытен, как Паходня, и не столь уверен в себе, как Кузьмин. Вот бы объединить лучшие качества всех троих в одном человеке! Дальше - атакующие защитники: есть Воротников, ждем пуэрториканца Айюсо, а Понкрашов с Коробовым могут сыграть как второго, так и третьего "номера". Плюс легкий форвард Бурнейка. Мощные нападающие - Кисурин, Цыпачев и американец Брэггс, который зарекомендовал себя неплохим универсалом. "Школа" у него прекрасная, да и отношение к делу пока очень радует. Кстати, против некоторых клубов суперлиги Брэггс может выступить и в роли центрового. Наконец, "чистые" пятые "номера". Во-первых, Антропов. Он, конечно, не Шакил О'Нил, но свою работу всегда сделает. И во-вторых, молодой Варламов.

- Появление в "Спартаке" в качестве второго тренера литовца Альгирдаса Бразиса стало несколько неожиданным...

- На самом деле переговоры с ним велись достаточно давно. Просто Бразису нужно было завершить неотложные дела в Литве. Мы уже обсудили все нюансы совместной работы. По личным качествам Альгирдас меня вполне устраивает. А уж о профессиональных и говорить нечего - это же литовская школа баскетбола!

- Поставлена ли перед "Спартаком" конкретная задача на предстоящий чемпионат страны?

- Первоначально, еще весной, речь шла о месте в первой восьмерке. Но потом, поняв, что комплектование состава пришлось начинать с опозданием, руководство клуба решило не ставить жесткой турнирной задачи. Нужно трезво смотреть на вещи: для сегодняшнего "Спартака" бороться за медали практически нереально. Выше головы не прыгнешь. Но мы будем биться за победу в каждом отдельном матче. Только так можно сформировать костяк команды, который затем, при соответствующем усилении, сможет претендовать на серьезные успехи. Надеюсь, у нового руководства клуба хватит терпения. Вывести в чемпионы команду, слепленную абсолютно "с листа", не сможет даже Фил Джексон.