Папа дома не срывается

Папа дома не срывается

Сергей Морозов рассказывает о своем знаменитом отце, заслуженном тренере СССР по футболу, которому сегодня исполняется 70 лет.

Сергей Морозов рассказывает о своем знаменитом отце, заслуженном тренере СССР по футболу, которому сегодня исполняется 70 лет.

Без Юрия Морозова представить ленинградский-петербургский футбол невозможно. С ним связаны самые заметные успехи футбольных клубов нашего города. Человек с тяжелым характером и блестящим аналитическим умом. Неоднозначный и несгибаемый.

К сожалению, юбилей настиг мэтра не в самый лучший момент жизни. Юрий Андреевич серьезно болен и на контакт идет крайне неохотно. Но благодаря близким людям мы решили воздать должное именитому наставнику. Сын Сергей любезно согласился поговорить о своем отце.

- Юрий Андреевич закончил Техноложку. Почему он не пошел проторенной дорогой всех спортсменов - в Институт физкультуры имени Лесгафта?

- Его всегда тянуло к знаниям. От деда это пошло. Он умный был мужик, классно в шахматы играл. Прошел всю войну, закончил Академию Генерального штаба имени Фрунзе. Вот и папа в отличниках в школе ходил. В Техноложке выбрал секретный факультет, связанный с ядерной энергией.

Там даже с лекций тетради выносить было нельзя. В 50-е годы футбол никто не воспринимал как профессию. И учеба стояла на первом плане.

- Дома он бывал редко. Не чувствовали себя обделенным вниманием отца?

Папа дома не срывается - image 1

- Нет. Хотя воспитанием занималась в основном мама. Но чувствовалось, что отец рвался домой и был счастлив редким часам общения с нами. По такому случаю мы его полностью освобождали от домашних хлопот. Что такое мытье посуды, уборка квартиры, он практически не знал. Хотя под настроение мог помочь матери по кухне или сходить в магазин, где его, как правило, узнавали.

- Ваш папа - человек очень эмоциональный, жесткий. Дома он вел себя так же?

- Свой гнев на нас он не переносит никогда. Дома он совсем другой. Если что-то и проявляется, то не в форме раздражения, а как внутренняя сосредоточенность. Вот Садырин был открыт и прост. Отец же раскрывается только с близкими людьми, в основном с институтскими товарищами, бывшими футболистами - Завидоновым, Васильевым.

С Кириллом Лавровым, с которым дружит с тех времен, когда тот еще не был знаменитым актером. Да, он поборник дисциплины. Даже если авторучку на столе передвинули, уже недоволен.

- На вашей памяти он в каком настроении чаще пребывал – в хорошем или плохом?

- Пятьдесят на пятьдесят (смеется).

- О футболе часто разговаривали?

- Да, отец любил обсуждать со мной игру. Я старался советов ему не давать, иначе он и послать мог куда подальше. По-отечески, конечно. Но соглашаться со всеми его доводами я не спешил. Всегда имел свое мнение.

- Вы пытались делать карьеру футбольного арбитра, но, говорят, отец запретил вам заниматься судейством?

- Не совсем так. Действительно, папа был против, но ультиматумов не ставил. Он считал, что арбитров в нашем футболе не уважают. И я тогда поостыл. На сегодняшний день судейская тема для меня закрыта. Кстати, по поводу запретов.

Отец никогда не стремился во что бы то ни стало сделать из меня футболиста. Хотя помню, как на даче мы с ним отрабатывали различные технические приемы. Гораздо внимательнее он просил меня относиться к учебе.

- К внуку он был так же либерален?

- Андрюха ходит у него в любимчиках. И он тоже от деда получал помощь в научных знаниях, но никак не в футбольных. Мой сын вообще нас всех удивил. В двенадцать лет вдруг решил серьезно заняться футболом. Оказался парнем упрямым, ну весь в деда. Устроили его в «Турбостроитель».

Однако со временем все встало на свои места. Андрей закончил факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета и сейчас работает в «Балтийском банке».

- Юрий Андреевич очень тяжело пережил последнее расставание с «Зенитом»?

- Он же перенес тогда инсульт на ногах, подорвав и без того не крепкое здоровье. Он, конечно, все понимал, поэтому отставку воспринял спокойно. Смирился с ситуацией. Спасибо «Зениту», в трудный момент клуб помогал папе, хотя в нашем спорте это редкость.

Руководить «Петротрестом» (командой второго дивизиона. – Прим. авт.) отцу было нелегко. Ведь он привык предъявлять высокие требования игрокам. После «Петротреста» папа просил найти ему клуб в любительской лиге. Но я убедил отца, что с его уровнем профессионализма руководить «чайниками» бессмысленно.

- Как вы собираетесь отмечать юбилей отца?

- Папа не хочет больших торжеств. Тяжело ему сейчас. Поэтому соберемся дома в узком семейном кругу.

ДОСЬЕ «КП»

Юрий Андреевич Морозов
Родился 13 мая 1934 года в поселке Синявино Мгинского района Ленинградской области. Женат. Имеет сына. Окончил Технологический институт имени Ленсовета в 1959 году, Институт физкультуры имени Лесгафта в 1965 году, аспирантуру Петербургского НИИ физкультуры в 1968 году.

С 1969 по 1974 годы работал преподавателем, доцентом кафедры футбола и хоккея Института физкультуры имени Лесгафта. Выступал на позиции полузащитника в «Зените» и «Адмиралтейце».

В чемпионатах СССР провел 153 матча, забил 9 мячей. В 1974-77 и 1987-90 гг. – тренер сборной СССР (1976 - третье место на Олимпиаде в Монреале, 1988 – второе место на чемпионате Европы), в 1977-1982 гг. – старший тренер «Динамо» (Киев), в 1984–1987 гг. – старший тренер ЦСКА, в 1990 г. – старший тренер сборной Ирака, в 1978-1982, 1991, 2000-2001 гг. – главный тренер «Зенита» (1980 – третье место в чемпионате СССР, 2001 – третье место в чемпионата России), в 1992-1994 гг. – старший тренер клуба «Шарджа» (ОАЭ) и молодежной сборной Кувейта.

Награжден Орденом Дружбы народов, кандидат медицинских наук, заслуженный тренер СССР, мастер спорта.

Дмитрий ИВАНОВ.
Фото Станислава ЕЛАГИНА и из архива семьи Морозовых.