Реформирование «Пулково»: указ повышенной секретности

Реформирование «Пулково»: указ повышенной секретности

На прошлой неделе президентом РФ был подписан Указ, где среди прочего говорится о реформировании двух российских авиакомпаний – петербургского ФГУАП «Пулково» и московской ГТК «Россия».

На прошлой неделе президентом РФ был подписан Указ, где среди прочего говорится о реформировании двух российских авиакомпаний – петербургского ФГУАП «Пулково» и московской ГТК «Россия». На этой неделе с указом был ознакомлен ряд сотрудников «Пулково». Однако ни они, ни представители других «заинтересованных» сторон не комментируют положения документа, который, хотя и не вышел под грифом «совершенно секретно», но сразу же перешел в разряд нормативных актов «повышенной секретности». Об этом корреспонденту «Фонтанки» прямо заявил один из сотрудников петербургской авиакомпании.

На официальном сайте администрации президента указ не опубликован. С его содержанием не знакомы в пресс-службе Управления делами президента, на балансе которого сейчас находится имущество ГТК «Россия». В пресс-службе «Пулково» указ не комментируют, ссылаясь на то, что это, возможно, не конечный вариант. Хотя что может быть окончательнее подписанного президентом документа? В пресс-службе ГТК «Россия» говорят о том же: вышел только указ президента о присоединении «Пулково» к «России», о том, как это будет, станет известно только после «дублирующего» постановления правительства. В Министерстве транспорта России указ пытались «достать» в течение полутора дней. Однако выяснилось, что документ существует в нескольких экземплярах, они находятся на столах лиц, которым «просто так» не позвонишь, дабы не отрывать от важных государственных дел.

Сотрудник руководящего звена «Пулково» прямо признался корреспонденту «Фонтанки», что сейчас этот документ журналистам никто не даст, по крайней мере, до выхода постановления правительства. Потому что только тогда станет ясно, как будет проходить реорганизация. Пока что известно, что «Пулково» будет разделено на авиакомпанию и аэропорт. Последний останется в Петербурге, а авиакомпания будет присоединена к ГТК «Россия». Где будет расположен головной офис «альянса», сказать сложно.

При этом источник в Министерстве транспорта России, пожелавший остаться неизвестным, сообщил сегодня корреспонденту «Фонтанки» иную версию развития событий. По его данным, Указ «О мерах по совершенствованию воздушных перевозок высших должностных лиц государства» предусматривает выделение аэропортового хозяйства, которое будет существовать в форме унитарного предприятия, и присоединение к авиакомпании «Пулково» ГТК «Россия», которая фактически после этого перестанет существовать. То есть все-таки не «Пулково» вольется в «Россию», а наоборот.

Напомним, что идея о реорганизации двух авиапредприятий витает в воздухе уже два года. ГТК «Россия» было создано на базе отдельного авиаотряда «Аэрофлота», обслуживавшего партийную элиту Советского Союза. В 1999-м «России» было разрешено заниматься коммерческими перевозками, дабы расходы на правительственную верхушку оправдывались доходами. В августе 2002 года «в целях совершенствования перевозок высших должностных лиц государства» было решено объединить ГТК «Россия» с «Пулково» Официально же впервые об этом было заявлено в феврале этого года. Экс-гендиректор «Пулково» Борис Демченко заявил, что петербургская компания подготовила технико-экономическое обоснование присоединения «президентской «России» к нашей авиакомпании. Предполагалось, что это произойдет до акционирования «Пулково» (компания собиралась пройти эту процедуру в 2005 году). В «России» наличие таких планов подтверждали, но не комментировали. Однако этот проект встретил сопротивление со стороны Управления делами президента, которому не понравилось, что Демченко предложил присоединить «Россию» к «Пулково», а не наоборот. В результате на стол российского президента легла программа объединения двух авиакомпаний, в ходе которого должна была появиться третья – с рабочим названием «Союз». Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Управлении делами президента, программа предполагала, что на баланс новой компании будет передано имущество «Пулково» и «России», а сама организация будет подчиняться Минтрансу. На балансе Управления делами президента останется несколько самолетов «России» – для обслуживания пяти первых лиц государства (президента, главы правительства, председателей нижней и верхней палат парламента и министра иностранных дел). При этом обслуживать полеты должен был летный состав новой авиакомпании. Так ли получилось в итоге, в Управлении сказать не смогли.

Возможный «брак» двух авиаперевозчиков наблюдатели сразу окрестили «неравным», хотя бы потому, что авиапарк «Пулково» на несколько единиц больше парка «России».Да и само предприятие развивается успешнее. При этом отмечалось однако, что и такой союз должен пойти на пользу обеим авиакомпаниям, так как объединение позволит снизить себестоимость полетов, упростит процедуру приобретения в лизинг новых самолетов. И, что самое важное для петербургских авиаперевозчиков, позволит «Пулково» вернуть себе почетное второе место в сфере воздушных перевозок.

Для самого Петербурга важно, где будет зарегистрировано объединение, то есть куда, грубо говоря, будут поступать его налоги. После заявления Демченко пресс-служба «Пулково» сообщила, что «объединенное авиапредприятие ФГУАП «Пулково» и ГТК «Россия» будет зарегистрировано в Санкт-Петербурге до конца 2004г. Это позволит значительно увеличить поступления в бюджет города. Данное решение было принято при активной поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе и руководства города». Однако с тех пор много воды утекло. На посту гендиректора «Пулково» Бориса Демченко сменил его зам по авиационной безопасности Александр Головин. По некоторым данным, он будет исполнять обязанности директора авиакомпании до завершения реорганизации. А головной офис нового авиапредприятия, скорее всего, будет располагаться в Москве, а не в Питере, а значит, и основной массив налогов пойдет туда. В администрации Петербурга корреспонденту «Фонтанки» сегодня не смогли прокомментировать складывающуюся ситуации, предложив позвонить после официальной публикации указа. Похоже, что и здесь мало знают о документе. Известно, правда, что губернатор города была ярой противницей такого развития событий. Шутка ли – терять по 500 миллионов рублей (это налоги «Пулково») ежегодно? Такой прибыли аэропорт «Пулково» (как филиал объединения) уж точно приносить не будет.

В ообщем, пока перемены, ожидающие ФГУАП «Пулково» и ГТК «Россия», можно охарактеризовать словами булгаковского профессора Преображенского: «Кто на ком стоял, простите?». Потому что даже самим авиаперевозчикам до конца неясно, что к чему будет присоединяться, и что получится в результате.

Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру