Бензин хотят приравнять к хлебу

Бензин хотят приравнять к хлебу

Слухи о новом резком подорожании автомобильного топлива начали циркулировать по городу в начале августа.

Смогут ли в Смольном остановить рост топливных цен?

Слухи о новом резком подорожании автомобильного топлива начали циркулировать по городу в начале августа. Владельцы городских АЗС заранее предупредили власти о «вынужденном» увеличении цен с середины месяца.

Причина, как они утверждают, — рост оптовых цен, по которым им приходится закупать топливо. Судя по всему, городские нефтетрейдеры хотят добиться от администрации, чтобы она заключила с крупными нефтяными компаниями соглашения о поставках в город бензина по твердой цене. Прецедент уже есть: прошлой зимой петербургским чиновникам удалось заморозить рост цен на хлебобулочные изделия.

Однако в данном случае апелляция к властям грозит проблемами для ее инициаторов: в обмен на дешевый бензин лидеры российского ТЭКа могут потребовать у города роста своей «доли» на местном розничном рынке. И, похоже, рядовые автовладельцы от такого передела рынка не пострадают.

Рост цен на автомобильное топливо, которые в первых числах августа достигли максимума нынешнего года, отнюдь не был внезапным. По данным экспертов, за последние три недели средние цены на городских АЗС подросли на 1,67%, ежедневно «прибавляя в весе» по нескольку копеек за литр.

Цены, по которым владельцы АЗС закупают топливо у оптовиков, за это же время выросли на 0,66%. Подобное соотношение уже никого не удивляет: с начала года бензин на городских АЗС подорожал в среднем на 30%, и значительная доля этих денег досталась розничным торговцам.

Но, как выяснилось, главные неприятности впереди. Ведущие петербургские нефтетрейдеры дали понять, что в середине августа темпы подорожания топлива могут резко ускориться. И причиной тому, по их словам, будут не аппетиты владельцев АЗС, а политика поставщиков нефтепродуктов, бесконтрольно повышающих цены на свой товар.

Тем более что внутрироссийский топливный рынок и впрямь переживает не лучшие времена: мировые цены на нефть вплотную приблизились к отметке в $45 за баррель, объем переработки нефти на российских НПЗ только за последнюю неделю июля снизился на 4,1%, приближается пик уборки урожая, а в деловых кругах страны обсуждаются последствия возможной остановки нефтедобычи предприятиями «ЮКОСа», на долю которого приходится около 20% рынка.

В отличие от большинства субъектов РФ, где розничную торговлю топливом контролируют подразделения крупных нефтяных компаний, Петербург формально считается эталоном «бензиновой» конкуренции: городская сеть АЗС поделена между группой региональных компаний, юридически не имеющих друг к другу никакого отношения. Тем не менее нынешним летом розничные цены на топливо на всех заправках росли на удивление согласованно.

Дабы упредить обвинения в ценовом сговоре, руководство Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, объединяющего 70% городских нефтетрейдеров, в письменной форме предупредило Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и администрацию города о неизбежном повышении розничных цен.

На первый взгляд, расчет нефтетрейдеров беспроигрышен. Если Смольный договорится с крупными нефтяными компаниями о поставках топлива по льготным ценам, петербургские компании будут избавлены от необходимости компенсировать повышение оптовых цен из собственной прибыли и в очередной раз опровергать обвинения ФАС в нарушении антимонопольного законодательства. Если нет — топливо будет дорожать «на законных основаниях», а крайними окажутся заранее предупрежденные чиновники.

Вполне возможно, что бензиновым бизнесменам удастся склонить городскую администрацию к переговорам с нефтяниками. К агитации подключились представители транспортных компаний. На днях председатель правления Ассоциации коммерческих перевозчиков Санкт-Петербурга Алексей Блинов напомнил через СМИ, что цена топлива в себестоимости коммерческих перевозок составляет 35 — 40% и компенсировать рост издержек за счет увеличения стоимости проезда транспортники не могут.

Однако куда более весомыми могут оказаться доводы компаний, доставляющих продукты в городские магазины, — их издержки, как известно, автоматически перекладываются на покупателя.

Однако кампания, которую начали нефтетрейдеры, может ударить и по их собственным интересам. Городская администрация имеет договоренности о сотрудничестве с большинством крупных нефтяных компаний, и, скорее всего, ей не составит труда заключить конвенцию о поставках относительно дешевого топлива. Но взамен нефтяники могут попросить Смольный не тянуть с выделением им участков под новые АЗС. Тот же «ЛУКОЙЛ» некоторое время назад рассчитывал построить в городе аж целых 60 АЗС.

И не получил вожделенных участков только из-за единодушного протеста местных компаний, посчитавших подобное соседство опасным для их бизнеса. Свежа в памяти и договоренность между администрацией и Тюменской нефтяной компанией. В подобной ситуации платой за топливо по льготным ценам может быть перераспределение рынка в пользу российских нефтяных генералов.

Конечно, приход крупной компании, фактически единолично решающей, сколько будет стоить бензин в Петербурге, — рискованный сценарий. Президент «ЛУКОЙЛА» — не простой бизнесмен, его на ковер не вызовешь и финансовой проверкой не «прижмешь».

Но если администрации придется выбирать между региональными компаниями, не имеющими своей нефти и перерабатывающих мощностей, и дешевым бензином (с добавкой социальной ответственности федерального уровня), то она, скорее всего, не станет думать слишком долго.

Алексей Самойлов