Бюджетная аритмия

Бюджетная аритмия

При планируемом годовом бюджетном дефиците в 1,77 миллиарда рублей Ленобласть неожиданно для многих завершила первое полугодие с профицитом.

При планируемом годовом бюджетном дефиците в 1,77 миллиарда рублей Ленобласть неожиданно для многих завершила первое полугодие с профицитом.

То есть с превышением доходов над расходами на 302 миллиона рублей Казалось бы, надо радоваться. Однако вице-губернатор Александр Яковлев оценил полученный результат весьма осторожно.

С одной стороны, приток в казну поступлений превысил ожидаемый уровень. С другой — расходы составили всего 44,1 процента от годового прогноза. За этой цифрой «спрятаны» задержки в проведении конкурсов на право освоения бюджетных средств, недоработки в подготовке проектно-сметной документации, нерасторопность управленцев и хозяйственников. Бюджетная аритмия — застарелая болезнь, с которой управленцы и отраслевики свыклись, как с хроническим насморком.

Возможно, в этом виноваты российские бюрократические процедуры. Точный диагноз назвать не берусь. Знаю одно: образование своего рода искусственного профицита в ущерб всему бюджетному процессу явно несовместимо с приближающейся бюджетной реформой.

Напомню, что она, в частности, нацелена на распределение ресурсов бюджета в зависимости от достижения конкретных результатов при выделении денег.

Едва ли перенос сроков финансирования объекта или проведения тендера может свидетельствовать об эффективном использовании бюджетных средств.

Обо всем этом думаешь, когда потихоньку начинают прорисовываться очертания бюджета будущего года. На последнем заседании правительства Александр Яковлев впервые обнародовал некоторые цифры.

Так, ориентировочно подсчитан потенциал доходов консолидированного бюджета Ленобласти, который составит 21 миллиард рублей. Приведенный показатель на 2 миллиарда рублей превышает ожидаемый на финише года нынешнего. Казалось бы, совсем не плохо для финансовой подпитки дополнительных полномочий, которые центр переведет на уровень субъектов.

Имею в виду прежде всего предстоящее усиление поддержки социального сектора: помощи ветеранам труда и тыла, семьям с детьми, людям, оказавшимся в трудной ситуации, репрессированным. Их в регионе примерно 146 тысяч человек. Надо также ожидать увеличения финансирования нужд социальных отраслей, особенно образования.

Вместе с тем на заседании правительства губернатор Валерий Сердюков сообщил, что выпадающие доходы субъекта из-за перевода ряда налоговых поступлений на федеральный уровень, отмены некоторых налогов и в силу других причин составят 1,3 миллиарда рублей.

Если учесть, что регион, скорее всего, согласится с предлагаемым центром переводом льгот, за исключением коммунальных, в денежные компенсации, сформирует свои социальные пакеты, то выясняется: реальные ресурсы весьма ограниченны. Этот вывод косвенно подтверждается тем, что, по имеющимся данным, финансирование целевых региональных программ будущего года решено не увеличивать.

Самый острый и до конца пока не проясненный вопрос связан с передачей части полномочий от субъекта на районный уровень. Мера эта, скорее всего, будет воспринята неоднозначно. Но деваться некуда: на одних плечах груз бюджетной реформы не удержать.

Вопрос раздела сфер влияния внутри субъекта, пожалуй, самый непростой, требующий сбалансированных решений. Какой вариант ни предложи, к примеру, перевод на местный уровень детских садов (за исключением зарплаты работников этих учреждений), он вряд ли устроит муниципалов.

У многих территорий финансовые ресурсы крайне ограниченны, да и привычный расчет на поддержку сверху трудно отмести одним махом. А ведь районам еще придется в соответствии с муниципальной реформой делить деньги с поселковыми структурами.

Другой неприятный сюрприз для местных администраций касается вероятного изменения в распределении доходов между субъектом и районами. В нынешнем году оно составляет 53:47 в пользу области. На следующий год изменится до 58:42.

Вновь — непопулярный, но вынужденный шаг. Но что делать, если центр в нынешнем году намерен получить 55 процентов налоговых доходов, собираемых на территории субъекта? А реформа, судя по всему, это соотношение только усугубит. Видимо, после массовых муниципальных выборов следующего года МО районного типа также начнут трясти поселковые «кошельки».

Что намерена предпринять область для смягчения последствий финансовых перегрузок? Уменьшить крен между расходной и доходной частями областного бюджета с 13,6 процента в нынешнем году до 5 — 7 — в будущем.

Это заявление руководства областного комитета финансов на заседании правительства прозвучало сенсационно. Более того, как стало известно, глава исполнительной власти субъекта настаивает на том, чтобы и этот показатель был снижен. В таком случае можно предположить: бюджет будет финансировать только самые главные статьи расходов.

Владимир Александров