О’КЕЙ, мы едем в ЛЕНТУ на МЕТРО!

О’КЕЙ, мы едем в ЛЕНТУ на МЕТРО!

В гипермаркете вам предложат не только сумасшедший выбор съедобного и несъедобного, но и упакуют, накормят и развеселят.

«Колбаса есть?» –
«А какая вам нужна?» –
«А какая есть?»...

Еще совсем недавно Cтрана Советов хохотала над магазинной миниатюрой Ильченко и Карцева. Теперь попасть в фантастическое царство товаров может любой, без всякого блата.

В гипермаркете вам предложат не только сумасшедший выбор съедобного и несъедобного, но и упакуют, накормят и развеселят. Не случайно эти торговые монстры поглощают все больше человеко-рублей, удовлетворяя покупательский, а попутно и собственный аппетит.

Коротка дорога в ЛЕНТУ боссам, бабушкам, студентам!

Глубокой ночью соскакиваем с густонаселенного Московского шоссе на отворотку, ведущую к ЛЕНТЕ, и петляем в рядах машин на огромной оборудованной стоянке.

Находим место с трудом: поразительно, почему город не спит? Город предпочитает сну ЛЕНТУ (хотя магазин открыт круглосуточно). Во все гипермаркеты этой сети очень удобно приезжать на машине: они расположены в основном на выездах из города, рядом с большими трассами, на которых редко возникают пробки.

Тележку приходится вылавливать на улице: народ загружается под завязку, поэтому все везут покупки прямо до багажника. Если проявить терпение, можно отыскать «транспортно-перевозочное средство» с веселой пластиковой кабиной от машинки, в которую втискиваются все дети — от едва выпроставшихся из пеленок до начинающих школьников.

Немало моих знакомых семей ездят сюда исключительно по настоянию мелких потомков. К детям здесь вообще относятся весьма терпимо: киндеры изобрели новомодный вид спорта — катание на магазинной каталке — и практикуют его на просторах гипермаркета.

У камеры хранения клиентов встречает грозный стенд с фотографиями местных преступников — «Они берут чужое». Невольно становится заранее стыдно «за себя и за того парня».

Но тут же узнаешь приятную новость: обладатель карты ЛЕНТА (она стоит 200 рублей) может приобрести карту для члена своей семьи всего за десятку. Товары по сниженным ценам меняются.

Некоторые, наиболее привлекательные, выставлены под большими табличками «Скидки» у самых касс. У ЛЕНТЫ интересный ассортимент. Здесь, например, можно купить пальму.

Настоящую, из жарких стран. И тут же — совсем египетский горшок под нее. Неподалеку соседствуют широкоформатный телевизор за 17 тысяч и утюг за двести с копейками.

Здесь и одежда для детей, канцелярия, игрушки, постельное белье. Большой отдел занят всевозможным спортивным инвентарем — от тренажеров и палаток до всяких огромных надувных игрушек и бассейнов с шариками для карапузов.

Дорогой алкоголь и курево продаются в отдельном «сигаретном домике». Остальное распределено согласно логике здравого смысла. Ряды полок довольно широкие, так что, заглянув туда, сразу понимаешь, прячется ли здесь какой-нибудь нужный тебе товар или нет.

В торце каждого ряда выставлен «хит» с вопиющим ценником. Пока соображаешь, дешево это или дорого, он уже самопроизвольно оказывается в покупательской корзине. Но дома досады не испытываешь: все по существу.

Особенно радует ЛЕНТА собственной пекарней. Куличи и караваи, кукурузные и сырно-картофельные, ржаные и пшеничные — все с пылу с жару, как из бабушкиной деревенской печи.

И цены почти как на обычную хлебобулочную продукцию. В основном здесь все продается в розницу, хотя есть и секции, где предлагают приобрести целую упаковку товара.

Сложно объяснить, почему в ЛЕНТЕ просыпается первобытный покупательский инстинкт, и останавливаешься только тогда, когда вместительная тележка набита до краев. Не видела ни одного покупателя, который выходил бы отсюда с интеллигентным пакетиком.

Наверное, срабатывает советская психология: упирающиеся в потолок полки намекают, что ты на складе. А на складе все дешево (помните, как у Карцева с Ильченко). С другой стороны, «склад» не оставляет неприятного ощущения неухоженности.

Наоборот — о тебе позаботились и положили все так, чтобы было удобно. Одним словом, в ЛЕНТУ приезжают семьями и спокойно решают продовольственные проблемы на неделю.

Огромное количество касс неустанно отщелкивает циферки: с бешеным потоком покупателей магазин едва справляется. Откроем секрет: как ни странно, меньше всего народу здесь оказывается в воскресный вечер.

Если кто в процессе шопинга нагулял аппетит — «Чайная ложка» угостит блинами. На выходе можно заплатить за телефон. Как и положено приличному магазину, в ЛЕНТЕ есть туалет. Для оптовиков тут же работает отдел выдачи сертификатов качества продаваемых в магазине товаров.

Кто на футбол, кто на хоккей, а мы идем гулять в «О’КЕЙ»!

К этому магазину мы приговорены с тех пор, как там один раз с нами побывал ребенок. Начнем с того, что войти в гипермаркет можно через «Макдональдс» или «Чайную ложку».

Во-вторых, в «О’КЕЕ» малыш может взять для себя маленькую копию взрослой корзины — с флажком! И в-главных — здесь есть горка с шариками. И еще конструктор, рисовалки, мультяшки.

И все это в присутствии воспитательницы, которая запишет ваше чадо в журнал. Словом, у мамы появляется часа два свободного для прогулки по магазину времени.

Безусловно, это место для женщин: мужчины столько не выдержат. Если есть понятие «шопинг-терапии», то здесь оно предстает в лучшем свете. Удивительно приятно плыть по течению вдоль «берегов» с красивыми вещами.

Девушки в униформе с галстучками и козырьками в зеленых тонах, в унисон с общим оформлением зала. Здесь явно поработал психолог, запустивший несколько безотказных приемов.

Например, появление товара в неожиданном для него месте. Так, на входе тебя встречает… телевизор. Или среди одежды вдруг мелькнет корзина с забавными игрушками. Если есть лишние деньги, невольно захочется захватить с собой симпатягу.

Некоторые секции расположены по принципу ассоциаций: палатка, шатер, дачная мебель навевают мысли о загородном отдыхе. Пожалуйста: цветочки для сада и веники для бани.

И шины для машины, чтобы доехать. Большие висячие вывески работают как хороший путеводитель по огромному залу. Мягкая зарубежная эстрада, еще более нежный женский голос, сообщающий о всяких приятных мелочах в магазине.

Например, о том, что отдел кулинарии приготовил для покупателей сюрприз: с 22 до закрытия магазина («О’КЕЙ» работает с 9 до 23 часов) можно приобрести выпечку и любой салат с 30-процентной скидкой.

Кстати, отдел поражает воображение количеством кулинарных изысков — от полюбившихся китайских лакомств до капризов гурмана с ананасами и авокадо. Рядом можно выпить стакан свежевыжатого сока или молочного коктейля.

Поначалу на ценники даже не смотришь: магазин настолько производит впечатление элитного центра, что не хочется сразу себя расстраивать тем, что это все для кого-то другого.

Но когда глаз случайно останавливается на ценнике, оказывается: ничего подобного! Вполне удобоваримые цифры. Хлопковая мужская рубашка — стольник, детские носочки — десятка.

То же касается и продуктов. Да, есть элитные, дорогие, но ассортимент настолько широк, что можно найти кушанье на любой кошелек. Скажем, картошку, петмоловское молоко или нашего родного цыпленка можно купить за ту же цену, что и в маркетах эконом-класса.

Да и на майонезные салаты цены не зашкаливают, как в других элитных магазинах. За 55 рублей можно оформить карту. Она дает право на скидку от 3 до 30 процентов на 200 товаров из каталога, которые периодически меняются.

Все 28 касс работают. Очередей нет. Вам обязательно улыбнутся, поблагодарят за покупку. На выходе — книжный и ювелирный салоны, химчистка за час, салон красоты, магазин видео-аудио.

И туалет, потрясающий своей стерильностью: вывешен график, в котором уборщицы расписываются каждый час. Надо сказать, что при всех очевидных плюсах «О’КЕЙ» нравится далеко не всем.

Не каждый склонен покупать продукты на «футбольном поле». Как сказала мне одна приятельница, упорно обходящая этот гипермаркет стороной: «Небоскребы, небоскребы — а я маленький такой».

Намек на элитарность, даже при низких ценах, все же отпугивает покупателей с ограниченными возможностями и даже тех, кто в принципе может себе позволить не считать каждую копейку.

Как правило, посетители не уходят без покупок, но нельзя сказать, чтобы корзины были забиты доверху. Видимо, приятная расслабляющая атмосфера настраивает скорее на созерцательное времяпрепровождение, нежели на судорожное затаривание, а богатый выбор сбивает с толку.

Еще раз процитирую подругу: «Хожу в “О’КЕЙ”, а покупаю в ЛЕНТЕ».

Одна штука хорошо, а десять — дешевле

Несколько лет назад, когда магазины-склады появились в городе, подружка примчалась домой абсолютно счастливая: по смешной цене удалось купить ананасы.

Правда, кусочками и в баночке. Целая упаковка вожделенных баночек, двенадцать штук. Первый опыт мелкооптовой продуктовой закупки был воспринят нашим покупателем «на ура».

Помимо возможности приобрести товар максимально дешево срабатывал засевший в подсознании еще с «талонных» времен страх перед тотальным дефицитом.

Наши бабушки, наголодавшиеся в войну, до последнего дня держали в мешках муку и макароны; мы поначалу азартно запасались впрок всем — от консервов до зубных щеток.

Теперь ажиотаж на мелкооптовые супермаркеты типа «Мегамарта», приближенного к модели дворового универсама с ненавязчивым сервисом, прошел. В моде многопрофильное современное «Метро».

«Сколько лет вашему мальчику? — остановили нас на входе. — Ну что вы, до десяти у нас посещение магазина строго запрещено, в целях безопасности детей. Пусть в игровой посидит».

Трудно представить себе разочарование сына, несколько недель подряд рассматривавшего красочные каталоги «Метро», присмотревшего там несколько вещиц для себя и потому согласившегося тащиться с нами через весь город в воскресенье!

Игровой оказался большой холл с телевизором, без намека на воспитателя. Сами виноваты: нужно было внимательнее читать условия договора при получении карты клиента.

Серьезность такого мероприятия, как визит в гипермаркет «Метро», граничит с церемонией попадания в правительственные здания. При въезде на стоянку вам вручают карту для парковки авто, которую вы вернете на обратном пути.

Стоянка хорошо оборудована, есть даже навесы. При входе клиентов знакомят с многочисленными правилами пребывания в магазине. Информационные стенды предупреждают, что оставленные в магазине вещи будут храниться 14 дней.

Что при обнаружении брака товар нужно успеть принести в магазин в течение 72 часов с момента покупки. Что без видимых причин обмену и возврату не подлежит большой список покупок.

Зато посетить «Метро» можно с 7 до 23 часов, а с 10 до 22 вам могут доставить товар на дом или в офис. Для нашего удобства туалет расположен при входе. С другой стороны от входа, кстати, открытая всеобщему обозрению «телестудия» с несколькими мониторами, по которым ведется видеонаблюдение за тем, что происходит в магазине.

При входе администратор сверяет вашу карту клиента и паспорт с данными, внесенными во всезнающий компьютер. Определив, что вам можно доверять, выдает жетон для камеры хранения.

Под залог — сто рублей. Только после этого, оставив чадо у телека и взяв с собой одного-двух «помощников», можете попасть в святая святых. Вот тут-то действительно понимаешь, за что боролся.

В отличие от супермаркетов, набитых продуктами и сопутствующими хозяйственными товарами, в гипермаркете чего только нет. Карточка не предусматривает никаких скидок или подарков.

Но цены, по которым вам предлагают приобрести массу полезных вещей — от бытовой техники, строительных материалов, шмоток до молочной продукции — уже некуда скидывать.

К 40-летию международной сети гипермаркетов «Метро» выдвинуло 40 суперпредложений — от элитного виски до комплекта кухонных полотенец, вписывающегося в полтинник.

Одна знакомая хвасталась, что купила здесь стиральную машину так дешево, как не удалось бы нигде в городе. Любопытная деталь: продукты предлагаются в основном московских производителей.

У некоторых видов товаров табличка «Продается поштучно», однако большинство предлагается все же купить оптом. Блокноты по два-четыре, банки маринованных огурчиков по три, замороженные шампиньоны или цветная капуста — два с половиной килограмма, фарш для гурманов — пять.

При всей очевидной выгоде это несколько раздражает: времени на посещение еще одного магазина жаль, поэтому приходится невольно подчиняться и покупать. Однако этот магазин и собирался иметь дело не с домохозяйками, а с организациями, оптовиками.

На десятке касс (всего их сорок) висит указатель: здесь обслуживаются клиенты с крупнооптовыми закупками. Для них такая система действительно максимально удобна.

А еще, наверное, есть смысл периодически отправлять сюда кормильца семейства, предварительно снабдив его четкими указаниями и выставив галочки в каталогах напротив нужных товаров. Сэкономишь и время, и деньги!

* * *

Приценись

Товар ЛЕНТА «О’КЕЙ» «Метро»
Бананы (1 кг) 19,49 19,90 25,94
Икра (100 г) 116,70 70,70 106,90
Сыр «Маасдам» (1 кг) 129,90 133,40 157,95
Колбаса «Докторская» в/с (1 кг) 146,69 105,80 82,92
Пельмени «Царь-батюшка» (450 г) 30,31 28,90 28,00
Хлеб «Столичный» («Хлебный дом») 10,59 10,90 10,60
Макароны «Знатные» (450 г) 8,19 12,40 —
Масло «Валио» (200 г) 22,99 22,90 21,41
Кура (1 кг) 64,74 66,40 72,60
Мука (1 кг) 12,90 14,90 12,88

Марина Полубарьева