По ценам на топливо мы догоняем Америку. А зачем?

По ценам на топливо мы догоняем Америку. А зачем?

С мая оптовые цены на топливо выросли в Петербурге на 15-20 процентов, а розничные – на 10-15.

С мая оптовые цены на топливо выросли в Петербурге на 15-20 процентов, а розничные – на 10-15.

В июне ожидается очередное повышение как тех, так и других, что не может не беспокоить потребителей и самих участников топливного рынка. Об этом сегодня в Петербурге заявили президенты Российского Топливного Союза и Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Сергей Борисов и Олег Ашихмин.

Господин Борисов, являющийся также президентом общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», прибыл в северную столицу на экономический форум и встретился с журналистами, чтобы рассказать о проблемах бизнеса, в первую очередь, конечно, топливного.

Поводом для разговора послужила прошедшая в Волгограде встреча членов РТС, на которой было принято обращение к правительству России и нефтяным компаниям страны.

В документе нефтяники говорят как раз о прогрессирующем росте цен на автомобильное топливо и просят респондентов (правительство и нефтяные компании) срочно принять меры для регулирования рынка.

«На карте России, - говорится в обращении, - один за другим появляются регионы, в которых наблюдается падение потребительского спроса на бензин, падение платежеспособности целых категорий потенциальных покупателей.

Все это закономерное следствие безудержного роста экспорта нефти и нефтепродуктов, инициированного российскими нефтяными компаниями в условиях недальновидной политики государства, заключающейся в отказе от мер защиты внутреннего рынка».

По словам Сергея Борисова, сегодня по ценам на топливо Россия догоняет Америку, и очень скоро дело может дойти до того, что литр бензина будет стоить 50 центов, в то время как предельная цена для российского потребителя должна составлять не более 30-35 центов.

Взлет оптовых цен на нефтепродукты подстегивает розницу, а розница – инфляцию, ведь автомобильное топливо – продукт ценообразующий. Между тем, как считают в РТС, объективных причин для роста цен (равно как и дефицита топлива) у нас в стране нет.

Цены повышаются из-за «незащищенности» внутреннего рынка. Повышенный же «интерес» к выбросу топлива на внешний рынок, по мнению нефтяников, можно регулировать с помощью таможенных пошлин.

По мнению Сергея Борисова, в России «реальным» топливным рынком можно назвать только треть существующего. Остальные две трети – «вотчина» крупных нефтяных компаний, которые еще в 90-х «раскроили» карту России и до сих пор держат монополию.

Тем не менее, Борисов отметил, что ситуацию на рынке можно назвать «стабильной», так как «нет оголтелой скупки» малых и средних предприятий. И все же им приходится нелегко.

Практически все нефтяные заводы находятся в руках крупных нефтяных компаний, которым представители малого и среднего бизнеса вынуждены продавать топливо по заниженным ценам.

Ведь сами они не имеют возможности переработки. А ведь небольшие компании ничем не хуже крупных. К вопросам геологической разведки и организации добычи нефтепродуктов они подходят даже более взвешенно, чем их «большие соседи».

Монополизация нефтяного рынка проявляется и в отношении местных властей к участникам топливного рынка. Пример тому – ситуация с выделением земельных участков под застройку АЗС в Москве и Петербурге.

В Москве было выделено 200 участков для Московской нефтяной компании, а в Петербурге – 60 участков для "Лукойла". Этот, по словам президента РТС, "несправедливый прием власти" идет взразрез с антимонопольным законодательством и правилами конкуренции.

Сергей Борисов считает, что "Лукойл" мог бы включиться в общий конкурс и, кроме своих обязательств по реставрации памятников культуры, предложить такие условия, которые гарантировали бы компании победу в тендере.

"Это была бы честная победа", - убежден Борисов.По мнению президента Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, все земельные участки должны реализовываться через торги.

Другие компании тоже могли бы предложить городу условия, подобные тем, которые выдвинул "Лукойл. Только зачем? У города ведь, по данным петербургских нефтяников, больше нет "пятен" под застройку.

Кроме того, по словам Ашихмина, среди 60 "пятен" под строительство АЗС, которые предполагается выделить "Лукойлу", есть такие, на которых уже существуют АЗС – например, на Гражданском проспекте, или расположены сады и парки - в частности, парк Валаамского подворья на пересечении набережной Обводного канала и Старо-Петергофского шоссе и сквер на Дегтярной улице.

Возможно, что эти адреса будут исключены из списка. Но это не изменит самого главного – "политики" в отношении выделения земельных участков.

Членов Нефтяного клуба Петербурга волнует и то, что по-прежнему не определена судьба 25 участков, которые администарция города обещала выставить на торги еще несколько месяцев назад.

Завтра представители нефтяных компаний и правительства города вновь сядут за стол переговоров. Чем они закончатся – предугадать сложно.

Светлана Тихомирова