Грузить по-фински.

Грузить по-фински.

Порт в Кронштадте станет одним из крупнейших на Балтике.

Порт в Кронштадте станет одним из крупнейших на Балтике.

Финская компания Containerships заявила об амбициозных планах по расширению контейнерного терминала "Моби Дик" в Кронштадте. Уже к 2007 году терминал должен принимать 500 тыс. двадцатифутовых контейнеров (TEU) в год, что сделает его одним из крупнейших в российской части Финского залива.

Мнения участников рынка относительно перспектив этого проекта разошлись. Некоторые из них считают, что скоро контейнерных терминалов на Балтике станет больше, чем контейнеров. Расположенный в Кронштадте контейнерный терминал "Моби Дик" был построен российским ООО "Моби Дик" и финским перевозчиком Containerships OY.

Эксплуатация комплекса началась в августе 2002 года. Проектная мощность терминала, которым на паритетных началах владеют российский и финский инвесторы, составляет 75 тыс. TEU в год. В прошлом году "Моби Дик" обработал 60 тыс. TEU.

На днях генеральный менеджер Containerships OY Киммо Нордстрем заявил финскому информационному агентству STT, что уже к концу 2006 года компания намерена довести мощность терминала в Кронштадте до 500 тыс. TEU. По оценкам участников рынка, инвестиции в этот проект могут составит $100-150 млн. Планы расширения терминала были у инвесторов и ранее, но предполагалось, что реализованы они будут лишь к 2010 году.

Поторопиться финнов заставил растущий объем контейнерных грузов, проходящих через российские порты на Балтике. Если еще два года назад контейнеры, пришедшие в Россию с импортом, отправлялись обратно порожними, то сейчас 80% контейнеров отправляются в обратный путь, груженными российскими товарами.

По оценке заместителя генерального директора ООО "Моби Дик" Максима Трофимова, контейнерный грузооборот в российской части Финского залива растет на 15-20% в год. Впрочем, даже с учетом этого планы владельцев "Моби Дик" выглядят довольно амбициозными. Например, крупнейший на Балтике Первый контейнерный терминал (ПКТ, входит в группу компаний "Морской порт Санкт-Петербург") переработал в прошлом году 433 тыс. TEU, а второй по размеру "Петролеспорт" -- 92 тыс. TEU.

По оценке заместителя коммерческого директора ПКТ Алексея Безбородова, всего в прошлом году все семь стивидорных компаний Петербурга обработали 650 тыс. TEU. По словам господина Безбородова, ПКТ в настоящий момент способен обслужить около 800 тыс. TEU в год. "Петролеспорт" к 2008 году намерен обрабатывать ежегодно около 300 тыс. TEU.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и планы Национальной контейнерной компании, которая собирается построить контейнерный порт в Усть-Луге на 1 млн TEU в год. В связи с этим у некоторых специалистов планы Containerships вызывают скепсис. "Я не знаю, где они возьмут столько грузов", -- прокомментировал проект Containerships один из портовиков, пожелавший остаться неизвестным. Кроме того, по его мнению, возможности Кронштадта ограничены: нет железной дороги, а глубина фарватера не позволяет обрабатывать крупнотоннажные суда.

Впрочем, эту ситуацию владельцы "Моби Дик" намерены частично исправить, построив еще и логистический комплекс площадью 10-15 га в промзоне "Парнас" или на юге дамбы. Сами стивидоры не опасаются ужесточения конкуренции.

Так, господин Безбородов из ПКТ считает, что благодаря росту грузопотока все местные порты без труда поделят между собой рынок. Кроме того, стивидоры рассчитывают оттянуть часть грузооборота портов соседних государств.

Так, в Прибалтике за прошлый год было перегружено 260 тыс. TEU, которые затем были доставлены в Россию (то есть могли быть обработаны в местных портах). В Финляндии количество таких контейнеров составило 233 тыс. TEU, и еще 44 тыс. TEU прошли через Калининград.

Таким образом, потенциальный объем контейнерного рынка для Петербурга даже без учета ежегодного роста составляет примерно 1,2 млн TEU в год.

ИВАН СТУПАЧЕНКО
Фото: Михаил Разуваев