Уроки истории и текущий момент

Уроки истории и текущий момент

Музей А.В. Суворова встречает 100-летний юбилей со дня основания незавершенным с 1988 года ремонтом, реэкспозицией и возвращением на купол здания огромного символа Российской империи. Интересно.

Музей А.В. Суворова встречает 100-летний юбилей со дня основания незавершенным с 1988 года ремонтом, реэкспозицией и возвращением на купол здания огромного символа Российской империи. Интересно, что перипетии истории строительства музея очень близки реалиям сегодняшнего дня. Впрочем, ничего странного в этом нет, мы, как и столетие назад, вошли в стадию строительства капитализма.

Музей полководца Суворова, расположенный на углу Кирочной и Таврической улиц, был закрыт на капитальный ремонт в 1988 году. Через десять лет завершился первый его этап, музей открыли для посетителей. Все последующие годы продолжаются работы то косметического, то реставрационного, то капитального характера.

Как делали дела раньше
2 марта 1898 года правительство приняло решение учредить при Главном штабе особую комиссию по увековечению памяти Суворова и объявило сбор средств по добровольной подписке. Это было связано с желанием открыть музей в 1900 году к 100-летней годовщине со дня смерти полководца. В комиссию вошли известные деятели русской военной науки, среди них был основатель «Общества ревнителей военных зданий» командир 2-й бригады 2-й гвардейской пехотной дивизии генерал Бибиков. Инициатором создания музея стал 81 Апшеронский пехотный полк, солдаты и офицеры которого отчисляли четверть процента от получаемого жалованья в течение трех лет. Первый коллективный взнос сделал 27 марта 1898 года лейб-гвардии Финляндский полк.
Сбор средств шел активно, к военным подключились гражданские лица, заводчики. Встал вопрос о выборе места для строительства музея. Военный министр Куропаткин предложил временно разместить музей в недавно построенном здании Офицерского собрания (Литейный проспект, дом 20), однако Суворовская комиссия воспротивилась такому решению. Правда в тот момент речь шла о возведении небольшого здания, общая стоимость которого не превысила бы 50 тыс. рублей. Когда стало понятно, что музей собираются строить, активизировались архитекторы. Первыми свои проекты представили Гримм, Бах и Свиньин, которому, кстати, принадлежала идея строительства здания с древнерусскими мотивами. Суворовская комиссия так и не смогла выбрать лучший проект из-за «недостаточно выявленных условий задачи». Тогда в Академии художеств решили провести официально объявленный конкурс на лучший проект. 23 января 1899 года Суворовская комиссия разработала его предварительные условия, были назначены три первых премии в 400, 300 и 200 рублей. Причем за каждый непримированный, но приобретенный комиссией проект авторам полагалось по 100 рублей. По условиям конкурса победитель обязывался в двухмесячный срок предоставить полную разработку проекта со сметой (за что ему причиталось еще 500 рублей). В конкурсную комиссию вошли авторитетные архитекторы Гедике, отец и сын Бенуа, Померанцев и другие.
На момент объявления конкурса все еще невыясненным оставался вопрос о «пятне» застройки, что задерживало работу архитекторов, которые хотели иметь представление о градостроительном окружении своего здания. В октябре 1898 года Суворовская комиссия приняла решение построить музей вблизи Марсова поля и памятника полководцу работы скульптора Козловского. Рассматривался и вариант «внедрения» на территорию Русского музея (в то время музей императора Александра III), однако его руководство высказалось категорически против. Оно решило, что в противном случае поощрит тех, кто будет претендовать в будущем на строительство здесь других сооружений (история показала основательность таких опасений). Звучали предложения «отрезать кусок» от Марсова поля, которое в то время было военным плацем, или воспользоваться сквером у Фонтанки, или разместить музей рядом с конным памятником Петру I и садом дома бывшего военного министра Ванновского на земле военного ведомства. Не так просто было получить 100 лет назад земельный участок в центре города. Неизвестно, сколько бы это все продолжалось, если бы в середине 1899 года не последовал приказ военного министра образовать особое совещание при Главном штабе, которое и должно было окончательно определить место строительства. В декабре 1899 года выбор пал на часть территории Преображенского плаца, рядом с новыми корпусами Академии Генштаба (Суворовский проспект, дом 32). Строительством зданий Академии тогда руководил академик архитектуры, придворный архитектор Александр фон Гоген. Он предложил Суворовской комиссии добиваться участка не на углу Госпитальной и Парадной улиц (к чему склонялись военные), а на углу Таврической и Кирочной. Однако через год уже упоминавшийся Куропаткин опять настаивал на перемещении «пятна» застройки в сторону Госпитальной улицы. Таким образом, к намеченной годовщине не смогли заложить даже первый камень будущего здания, все запланированные церемонии прошли у временного музея-палатки.
Теперь был объявлен новый конкурс архитектурных проектов с поощрением тройки сильнейших премией в 1500, 1000 и 500 рублей. 2 января 1901 года было предоставлено 14 проектов, они обсуждались на заседании Суворовской комиссии и Инженерного комитета. Первую премию получил проект инженера Дитриха. В результате его проект и еще два, отмеченных жюри, не уложились в смету строительства (от 250 до 300 тыс. рублей). Комиссия зашла в тупик и сделала то, что, наверное, уже давно надо было сделать – заказала проект архитектору Гогену, как знатоку окрестностей Преображенского плаца. 5 мая 1901 года состоялось утверждение проекта, но и после этого Инженерно-строительный комитет Главного инженерного управления русской армии и Суворовская комиссия продолжали спорить о рисунке фасада здания.
Торжественная закладка музея состоялась в июне 1901 года. Добровольные пожертвования к этому времени составили около 300 тыс. рублей, около 100 тыс. выделило военное ведомство. На Металлическом заводе были изготовлены стальные опоры и сложная конструкция купола над центральным залом (к нему крепилась огромная люстра, весящая 800 килограммов). Железные балки изготовлялись на Кировском заводе, кирпич – на заводе купца Стрелина. Строительное товарищество «Чуксанов и Макаров» сделало значительную скидку на железобетонные работы, подрядчик Иван Синицин взялся выполнить безвозмездно все работы по камню. К 1902 году были установлены почти все архитектурные детали из родомского песчаника. В апреле 1903 года торговый дом «С.М. Линдер» начал облицовывать здание специальным кирпичом, эта же фирма изготовила и зеленую черепицу для кровли. Глазурованные кирпичи для облицовки панелей в музее произвел петербургский завод Коса и Дюрра. Металлическая ограда была сделана в мастерской Алексеева. Художники Николай Шабунин и Алексей Попов приступили к созданию эскизов для мозаичных панно. Одно, как известно, запечатлело отъезд Суворова к армии в 1799 году, другое – переход Суворова через Альпы. Поэтому первый художник поехал в село Кончанское Боровичского уезда, второй – в Швейцарию. Академия художеств безвозмездно предоставила смальту для мозаичных панно размером 4 на 9 метров. Мозаики были выполнены в мастерских Общества поощрения художеств. Это был один из первых опытов применения мозаичных панно таких размеров для фасадов зданий. Проектировщиками было запланировано и специальное освещение мозаичных картин, но Городская дума на своем заседании эту инициативу отклонила.
Музей Суворова был открыт 26 ноября 1904 года в 175-ю годовщину со дня рождения полководца в присутствии императора Николая II. В дальнейшем здание серьезно пострадало во время Великой Отечественной войны. В 1943 году в музей попала фугасная бомба, было почти полностью разрушено левое крыло здания, повреждены мозаичные панно. Реставрационные работы проводил трест «Ленжилстрой» по проекту архитектора института «Ленпроект» Михаила Плотникова. Второй раз музей торжественно открылся 2 мая 1951 года.

Как делают их сейчас
Как сообщил директор музея Александр Кузьмин, сейчас в здании идет реконструкция помещений фондохранилища музея, в результате которой часть из них будет функционировать в режиме открытого доступа. Ситуация осложнена тем обстоятельством, что с 1998 года музею не выделяются средства на завершение ремонтно-реставрационных работ. Несмотря на большую заинтересованность руководства музея в этом процессе, денег оно не получило и к юбилею. Александр Кузьмин считает, что Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга «прошлогоднего созыва» не удосужился войти в положение музея. Как известно, для учреждений культуры круглые даты – порой единственный шанс выбить финансирование хотя бы на поддержание своего здания. Зато помогают спонсоры, в частности компании, входящие в «Ассоциацию предприятий по восстановлению утраченных памятников истории и культуры Северо-Запада». Эту организацию курирует Геннадий Селезнев – большой друг музея Суворова. Благодаря его помощи стало возможным восстановление трехглавого позолоченного орла, который теперь, как и 100 лет назад, будет венчать купол здания. Как сообщил вице-президент «Ассоциации» Владимир Полукеев, весит эта «птица» 380 килограммов, а ее высота составляет около четырех метров. Монтажные работы будет вести та же бригада квалифицированных специалистов, которая возвращала ангела на шпиль Петропавловской крепости. На очереди реставрация мозаичных панно, участки которых сегодня деформированы. Структуры, недавно заменившие собой Министерство культуры РФ, выделили 400 тыс. рублей на реставрационные работы. Однако, по мнению г-на Полукеева, этих средств хватит только на диагностику состояния панно, остальные – примерно 20 млн рублей – собирается дать музею «Ассоциация». Будет восстановлена уникальная ограда, фрагменты которой были утрачены во время очередных ремонтных работ на территории музея. По проекту института «Ленпроектреставрация» собираются воссоздать и черепичную плитку, причем из такого же материала, который использовался 100 лет назад.
По городу ходят слухи об установке во дворе музея памятника генералу Брусилову. Как сообщил директор музея Александр Кузьмин, он не имеет ничего личного против Брусилова, однако, по его мнению, было бы разумнее на этом месте воссоздать так называемую Суворовскую церковь, которая была перевезена из села Кончанское в Санкт-Петербург в 1901 году и просуществовала до 1925.
Торжества по случаю юбилея музея будут проходить в нашем городе три дня: с 24 по 26 ноября 2004 года. Среди мероприятий: выстрел из пушки на Петропавловской крепости, возложение цветов к памятнику Суворову и на его могилу в Александро-Невской Лавре, научная конференция, установка трехглавого орла, концерты в Смольном соборе и даже гашение юбилейных конвертов на главпочтамте.

Ирина Барчук