Тепло, светло и мухи не кусают

Тепло, светло и мухи не кусают

Рынок оконных конструкций Петербурга считается одним из самых конкурентных в стройиндустрии. Сегодня на территории города и области работают около 150 оконных компаний, ежегодно выпускающих от 200 до 50 000 кв.

Рынок оконных конструкций Петербурга считается одним из самых конкурентных в стройиндустрии. Сегодня на территории города и области работают около 150 оконных компаний, ежегодно выпускающих от 200 до 50 000 кв.м продукции, и более 400 фирм-посредников.

За 2004 год производство выросло в среднем на 40%. По прогнозам аналитиков, в следующем сезоне темпы развития рынка начнут постепенно снижаться и составят 25-30% в год.

Новое «окно в Европу»
Большинство производителей окон специализируется на изготовлении одного вида продукции. Но в последнее время фирмы стали совмещать два разных вида производства. Например, выпускать металлопластиковые и алюминиевые конструкции, «элитные» и типовые деревянные окна, металлопластик и деревянные конструкции.

Активнее всего в Петербурге развивается рынок пластиковых окон. Аналитики считают, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Светопрозрачные конструкции (СПК) из ПВХ дешевле деревянных и алюминиевых окон, но при этом соответствуют всем нормативам, что и предопределяет их использование в массовом строительстве. Качественные деревянные окна занимают другие ниши рынка — элитное жилье и реставрация памятников архитектуры.

Что касается алюминиевых окон, то в климатических условиях Северо-Запада они требуют установки термических пластиковых вкладышей, что серьезно удорожает конструкцию. Такие окна используются для остекления офисных центров, торговых комплексов и общественных зданий.

Основными потребителями «пластика» (70%) остаются частные лица, но в новом сезоне крупнейшие производители делают ставку на корпоративных клиентов. Если в 2003 году доля металлопластиковых окон для новостроек составляла 40-45%, то в нынешнем она увеличилась до 55-60%. Меняются и предпочтения покупателей.

До недавнего времени решающим фактором при выборе окна была цена, а теперь клиенты больше обращают внимание на качество. Как отмечают производители, растет спрос на продукцию элитного класса.

Уже 70-80% компаний в этом году работали с профилем ПВХ отечественного производства (в 2003-м — 60-70%). При этом около 80% российских производств остаются представительствами немецких, бельгийских, датских фирм.

Пластик — это не только…
Объем рынка пластиковых окон Петербурга достигает $160-175 млн. Только за первое полугодие 2004 года количество торговых точек увеличилось на 30%, но выживают лишь те, годовой оборот которых составляет $2,5-3 млн.

По объемам продаж среди производителей лидируют «Центр современных металлопластиковых технологий «Уин-Дорс» (ТМ WinDoors), производящий 600 окон ежедневно — около 10% рынка, ЗАО «Форте» (ТМ Forte) — 8% и ООО «Панорама. Оконные и дверные системы» — 6%. За ними следуют «Стеклов», «Окна Чесмы», «Ди-Макс», «Окна Века», «Мастер Профиль» и т.д.

В последние годы доля участников рынка в среднем укрупняется на 0,5-1% в год. Так, суммарная доля семи крупнейших игроков составляет порядка 47%.

В нынешнем году на рынок пришел новый игрок — бельгийский концерн Deceuninck Group. По мнению его руководства, компания вскоре станет лидером рынка оконных конструкций Петербурга. Концерн представляет продукцию под маркой «Фаворит».

Эти окна разработаны специально для российских климатических условий, они изготавливаются из профиля шириной 71 мм с пятью воздушными камерами (сейчас в России доминируют трехкамерные оконные системы шириной около 60 мм), что обеспечивает высокий уровень тепло- и шумоизоляции. Первым партнером концерна в России стал WinDoors.

Натур-продукт
В Петербурге производством высококачественных деревянных окон занимается 20-30 фирм. Большинство из них работают по немецкой или финской технологии. Этот сегмент рынка в нашем городе развивается довольно медленно из-за дороговизны продукции. Деревянные окна новой конфигурации (их часто называют евроокнами) на 40-50% дороже изделий из ПВХ-профилей.

Детали рам и створок изготавливают из натуральной древесины, склеенной водонепроницаемым клеем. Готовые изделия пропитывают раствором, защищающим от влаги, перепадов температуры и насекомых, а затем красят.

Окна из массива сосны в Петербурге делают примерно 15 фирм. Лидирующее положение занимают компании «Вертикаль» (30% рынка), «Содружество», «ЕвроТииви», «Прок», «Северо-Западная лесная компания», «Техно-кров», «Альянс», «ПТС», «Петро-домус» с долями 4-15%.

«Металлом» по стеклу
В отличие от дерева и металлопластика изделия из алюминия могут выдерживать значительные нагрузки, поэтому незаменимы для решения сложных архитектурных задач.

Темпы роста производства в данном сегменте связывают с развитием рынка коммерческой недвижимости. Для жилья металлические окна «холодноваты» и необоснованно дороги. Иногда их используют в элитном домостроении — для зимних садов или остекления фасадов.

Производством алюминиевых конструкций занимаются около 20 предприятий Петербурга, в их числе — «Панорама», «Эко Пласт», FORTE. По стоимости эта продукция превосходит не только металлопластиковые системы, но и деревянные окна нового поколения.

Материальные проблемы
За последний год рост цен на оконные конструкции составил 5-7%. В основном он обусловлен удорожанием комплектующих. Так, стекло подорожало на 10%, фурнитура — на 7%.

Стеклопакеты для оконных систем в основном приобретаются у отечественных производителей: «Борское стекло», «Метробор», «АКМА», «Невские витражи». Фурнитура практически не зависит от типа окна. Наиболее широко представлена продукция из Германии от фирм Roto frank, Winkhaus, Siegenia, G-U, Aubi, Schuko и из Австрии — Maco.

Гораздо реже встречаются комплектующие итальянского и турецкого производства.

В основе металлопластикового окна лежит профиль из ПВХ. На нашем рынке представлены профили нескольких десятков фирм: REHAU, KBE, Plustek, Veka, Schuko, Aluplast, Gealan, Artec, Kemmerling, Brugmann, Trocal.

Деревянные окна весьма условно можно подразделить на евроокно и финское окно. В последнее время достойные конструкции разрабатывают и отечественные фирмы.

Сегодня многие производства уже удачно перепрофилированы с выпуска двухкамерных окон на изготовление трехкамерных — в соответствии со СНиПом, требующим как минимум тройного остекления. Окна становятся более энергоэффективными: увеличиваются число камер оконных профилей и глубина строительного профиля, применяются энергосберегающие стеклопакеты. И это не только российская, но и общемировая тенденция.

На цену окна сильно влияет стоимость фурнитуры, обеспечивающей поворотное или поворотно-откидное открывание. В первом случае изделие будет на $ 50-200 дешевле, но и створки смогут распахиваться лишь в одном направлении. Более сложные конструкции позволят открывать окно в любом направлении, осуществлять естественное проветривание (фиксировать одну из створок, оставляя щель между ней и рамой).

В числе дополнительных аксессуаров окна могут комплектоваться особым замком, ограничивающим доступ детей, устройством дистанционного открывания, механическим или автоматическим клапаном микропроветривания.

Кроме того, окна современной модификации по желанию клиента снабжаются защитной противомоскитной сеткой, солнцезащитной пленкой, специальными ставнями и дополнительными подоконниками. Очень важная составляющая — системы самовентиляции (климатические клапаны), которые регулируют микроклимат и влажность воздуха в помещениях.

Еще один принципиальный момент — профессиональный монтаж. Сегодня самая прогрессивная технология подразумевает использование изоляционных материалов «Иллбрук», состоящих из набора уплотнительных лент и утепляющей монтажной пены. Добротно выполненный монтаж окна продлевает срок его эксплуатации на десятки лет.

Мнения

Александр ПТИЦЫН,
менеджер по маркетингу компании «Форте»: Сегодня мы входим в десятку ведущих производителей Петербурга. Более точной информации нет, поскольку мощности многих компаний просто неизвестны, объемы выпуска других заметно варьируются.

С некоторыми предприятиями мы конкурируем, с другими точек соприкосновения нет. Компания «Форте» ориентирована, прежде всего, на корпоративных заказчиков, поэтому наша политика отличается от политики розничных поставщиков.

Конкуренция на рынке, безусловно, есть, но места в Петербурге хватает всем.

Нам приходится соблюдать баланс интересов. Посредника интересует исключительно стоимость продукции, тогда как конечный покупатель все пристальнее смотрит на качество окна. Отсюда требование к производителям: дать заработать одним и удовлетворить потребности других.

Александр ДАНКОВ,
начальник отдела развития Парголовского завода «Стеклов»: В Петербурге работает пять-шесть компаний, на долю которых приходится основное предложение рынка оконных конструкций: «Виндорс», «Форте», «Панорама», «Окна Чесмы», «Стеклов» и некоторые другие. Эти фирмы создают основную конкуренцию на рынке, тогда как остальные поставщики и производители на равных конкурировать пока не способны.

На долю «Стеклова» по итогам 2004 года приходится около 12% городского рынка, что позволяет фирме войти в тройку ведущих местных производителей. С запуском в феврале 2005-го нового завода в Петрозаводске мощностью 150 оконных и дверных изделий в день наша доля рынка заметно возрастет.

Цены на аналогичные окна у разных производителей выравнялись. Чуть дешевле продукция у мелких поставщиков, которые работают не на самых современных линиях.

Все большее внимание заказчики уделяют дополнительному сервису. Выбирая поставщика, они руководствуются не только ценой и качеством окна, но и услугами по доставке, установке и гарантийному обслуживанию. Люди готовы платить за полный сервисный комплект. К сожалению, такую возможность предоставляют не все фирмы, работающие в Петербурге.

Александр ЛАНКИНЕН,
генеральный директор компании «Вертикаль»: На рынке деревянных окон «Вертикаль» занимает порядка 30%, в сегменте металлопластиковой продукции, где сегодня наблюдается жесточайшая конкуренция, только 5%. Конкуренция между производителями «дерева» не такая сильная. Поэтому основной объем выпуска наших окон приходится именно на деревянные конструкции (в прошлом году — около 30 000 кв.м). Доля корпоративных клиентов составляет примерно 80% от общего числа заказчиков.

Цены на металлопластиковые окна выравниваются, стоимость нашей продукции — чуть выше средней. Мы решили отказаться от деления заказов на дешевые для коммерческих организаций и дорогие для розничного покупателя и проводим единую ценовую политику, что должно, в первую очередь, дополнительно привлечь частных клиентов.

Оксана ПОНАМОРЕНКО,
менеджер по маркетингу компании «Ди-Макс»: Сегодня почти все производители окон работают в одном сегменте рынка. Хотя некоторые и говорят о том, что отдают предпочтение корпоративным или частным заказчикам, они в любом случае дорожат каждым своим клиентом.

У нас одна потребительская аудитория — любое физическое или юридическое лицо. Поэтому все, так или иначе, друг с другом конкурируют. Другое дело, что компании ведут разную производственную и ценовую политику, которая в большей степени устраивает ту или иную потребитель-скую группу.

Максим ЯКОВЛЕВ,
генеральный директор компании «Панорама. Оконные и дверные системы»: На рынке металлопластиковых окон существует около 150 фирм-производителей и примерно 300 компаний, занимающихся продажей и установкой. Доля «Панорамы» на розничном рынке составляет 5%, на строительном — около 17%. Объем петербургского рынка оконных систем в денежном эквиваленте, по данным на первую половину 2004 года, составляет порядка $100 млн.