Дворцовый недострой

Дворцовый недострой

Дворцовый мост через Неву, ставший визитной карточкой Петербурга, был открыт почти 90 лет назад. Однако за всю свою историю уникальное сооружение так и не обрело задуманный в проекте внешний вид.

Петербург иногда называют «музеем мостов», хотя их в городе и меньше, чем, например, в Венеции. В Северной столице России расположены 23 из 300 разводных мостов Европы. А всего в городе (не считая пригородов) более 500 мостов перекинулись через водные глади рек и каналов. Петербургские мосты играют огромную роль не только в хозяйственно-экономической жизни города, но и являются важнейшей составляющей его архитектурного облика, придавая городу неповторимый романтический оттенок. Петербургские мосты — это произведения искусства, требующие соответствующего ухода.

Дворцовый мост — уникальное инженерное сооружение. Общая длина моста 250 метров, ширина проезжей части 21,97 метра, ширина тротуаров — по 2,82 метра. По мосту ежедневно более 24 тыс. машин пересекают Неву. Расположившись в центре города, мост соединяет Дворцовую площадь с Биржевой площадью и стрелкой Васильевского острова по оси Дворцового проезда.

Вот как описывает разводку Дворцового каталонская писательница Монсеррат Ройч, дед которой участвовал в конкурсе проектов на строительство этого моста: «Люди шли к реке, словно ожидая какого-то события. Они смотрели в сторону Невы, молчаливые и спокойные. И тут Дворцовый мост начал раскрываться, как будто воздевая в мольбе две свои руки к небесам. В этот миг природа и человеческий разум приходят к согласию. И кажется, что мироздание обретает утерянную гармонию. На один момент не было ни прошлого, ни настоящего. Город рождался заново, и весь он был рекой и небом, светом и мостом, кораблем и людьми. Все было едино. И на одну секунду мы увидели вечность».

Дворцовый мост — самый любимый и знаменитый в Северной столице благодаря впечатляющему виду, который открывается во время развода моста в Белые ночи или ранние утренние часы. Силуэт двух разведенных половин моста со сверкающим посередине тонким шпилем Петропавловского собора давно стал визитной карточкой города, а сам Дворцовый мост и прилегающие к нему набережные превратился в место проведения праздников городского и всероссийского масштаба. Планировался Дворцовый как один из красивейших мостов Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что Дворцовый мост, как и другие мосты через Неву, по ночам подсвечивается, его архитектурно-художественное оформление на сегодняшний день одно из самых бедных и лишенных каких-либо выдающихся художественных качеств по сравнению с оформлением других мостов Петербурга.

Любопытно, что нынешний, привычный глазу и растиражированный открытками и буклетами вид моста представляет собой исторический «недострой». В петербургских архивах сохранился интереснейший проект художественного декорирования Дворцового моста 1911 года архитектора Высочайшего двора Р.Мельцера, представляющий огромную историческую и культурную ценность. Именно декор Мельцера был одобрен при принятии проекта императором Николаем II.

Как же так получилось, что Дворцовый мост оказался обойденным вниманием, а его художественное убранство до сих пор не соответствует высокому архитектурному уровню культурного и исторического центра Северной столицы?

В технических условиях для составления конкурсного проекта Дворцового моста, разработанных инженером В.Бернсом в апреле 1901 года, указывалось: «Ввиду нахождения моста в лучшей части Петербурга, конструкция и орнаментация его должны соответствовать красоте вблизи расположенных зданий, сопряжения моста должны представлять красивые переходы от моста к старинным гранитным набережным».

Инженер А.Бергамаско, представивший на конкурс один из проектов Дворцового моста, считал, что архитектуре сооружения нужно уделить особое внимание. По мнению Бергамаско, мост должен был быть легким, изящным и составлять с архитектурными комплексами единое целое, не нарушая сложившейся гармонии. Характер декора Дворцового моста должен отражать национальные особенности русского зодчества, а сам мост призван стать памятником, воспроизводящим символическими средствами народные черты — сказочную силу, благородство и мужество.

Только на первый тур международного конкурса в 1901 году поступило 27 эскизных проектов Дворцового моста, из которых 13 решений предоставили петербургские авторы, а сама борьба длилась около 10 лет. Наконец 5 февраля 1911 года был подписан договор по проекту инженера А.Пшеницкого и архитектора Р.Мельцера с «Обществом Коломенских заводов». При этом было обусловлено, что все работы должны выполняться из отечественных материалов русскими рабочими и русскими инженерами.

Однако к установленному договором сроку Дворцовый мост не был готов — этому помешала Первая мировая война. Мост был открыт для движения лишь 23 декабря 1916 года, и архитектурно-художественное оформление моста — перила, фонари, а также павильоны управления не были закончены из-за войн — империалистической, гражданской и послевоенной разрухи. В итоге «временно» установили деревянные ограждения, не отличавшиеся ни красотой, ни изяществом.

Деревянные перила ограждали мост до 1939 года. Тогда были изготовлены чугунные ограды, но не задуманные Мельцером, а уже с советской символикой. В центре звена ограды простой орнамент — звезда, знамена, пучки колосьев. А дощатые хибарки, завершавшие средние опоры, «ласкали» взор пешеходов вплоть до 1977 года.

В наши дни ситуация не изменилась — простота художественного оформления не гармонирует со стилем зданий, окружающих мост на левом и правом берегу Невы. Исключение составляет художественно оформленные верхняя и нижняя кромки перил моста в стиле классицизма, образованные чередующимися пальметтами и рогами изобилия. В конце 1970-х годов инженерами Т.Ивановой и В.Ботвинником и архитекторами Ю.Синицей и М.Винниченко осуществлена частичная реконструкция Дворцового моста: обновили разводную часть и заменили настил моста, установили новые фонари.

Изменить внешний вид Дворцового моста и воплотить изначальный замысел оформления — дело нешуточное. С другой же стороны речь идет не об изменении, а о доделке «недостроя».

Будет ли когда-нибудь Дворцовый мост включен в замечательную архитектурную среду так, чтобы не нарушать ее целостности и художественных достоинств, а наоборот объединять архитектурные ансамбли, разделенные Невой? Можно уверенно утверждать, что к своему 90-летию мост не обретет первоначально задуманный вид — слишком мал срок и велики затраты. Но хотя бы к вековому юбилею Дворцового завершить недоделанное еще с императорских времен — это в силах нынешней власти. Было бы соответствующее желание.

Благодарим за предоставленные материалы главного архивариуса архива «Мостотреста» Евгения Смердягина.

источник: ИА Росбалт