Рублевая еврозона— так можно охарактеризовать экономику Латвии

Рублевая еврозона— так можно охарактеризовать экономику Латвии

— так можно охарактеризовать экономику ЛатвииПавел ЯБЛОНСКИЙЗаметный у россиян, в первую очередь петербуржцев и жителей области.

— так можно охарактеризовать экономику Латвии
Павел ЯБЛОНСКИЙ

Заметный у россиян, в первую очередь петербуржцев и жителей области, интерес к ситуации в странах Балтии объясняется двумя причинами: во-первых, любопытно сравнить, как идут дела у них и у нас после «государственного развода», во-вторых, прибалтийские государства для российского бизнеса не просто соседи, а как бы наш плацдарм в еврозоне. А в отношении Латвии интерес подогревается и тем, что она считается самой недружественной по отношению к России из всех трех бывших прибалтийских республик.

С этим утверждением, кстати, можно поспорить. То, что руководство этой маленькой страны страдает имперскими амбициями и создает себе имидж предъявлением разнообразных претензий России, — общеизвестный факт. Но выражает ли оно настроения самой Латвии? Не в большей степени, чем слова и действия нашего экс-президента Б. Ельцина отражали мнения и настроения россиян. Как говорят люди, знающие современную Латвию, националистические настроения там если и есть, то разве что в отдаленной сельской глубинке, у хуторян. Так и это не специфически латвийская черта: в любой глухой деревне, российской в том числе, все, кто не из этой деревни, считаются чужаками, а городских вообще почитают за исконных врагов. Наличие же этого «деревенского синдрома» у государственных мужей вполне объяснимо — они сами воспринимают свою Латвию если не как деревню, то как глухую провинцию.

\

Обычные же латыши, не говоря уж о русскоговорящих, относятся к России вполне дружественно, чем и объясняется активность российских капиталов на латвийском направлении.

\

Если судить по обобщенным статистическим данным, Латвия вполне благополучная страна. ВВП по итогам 2004 г. составил 11 миллиардов 072 млн долларов, а темпы его роста — самые высокие в ЕС — 7 — 9% в год. Впрочем, при разных методиках подсчетов обнаруживается погрешность почти вполовину, то есть реальный рост может быть раза в два меньше.

\

Россия как торговый партнер Латвии — на 5-м месте после Германии, Австрии, Швеции и Финляндии.

\

Став евросоюзницей, Латвия в ЕС поставляет прежде всего продукцию сельского хозяйства (по квотам), деревопереработки, а также услуги в банковской и информационной сфере. В ВВП доля сферы услуг очень существенна — 60%, причем банковские услуги тоже сюда входят. Правда, как в прошлом году констатировали даже друзья-американцы в лице финансового департамента, через банки Латвии идет отмывание денег интернационального, в том числе российского, криминалитета. Латвия оказалась на 4-м месте в мире (!) по долларовым трансакциям, пропуская через свои банки миллиарды.

\

Что касается реального сектора, то некогда крупные латвийские предприятия союзного значения если и работают, то с многократным сокращением работников. Незавидна судьба знаменитых радио- и электронных заводов VEF, RRR. Отсюда и безработица в 10%.

\

Правда, незадолго до развала СССР в Латвии был построен единственный в стране завод с новейшими технологиями и огромными мощностями, которые в основном были задействованы под «оборонку», — валмиерский стекловолоконный комбинат. Этот лакомый кусок подхватили в 1995 г. немцы, и он продолжает работу, возможно даже по военной тематике.

\

Вагоностроительный завод, который делал электрички для всего СССР, давно встал. Потом как-то встрепенулись: надо хоть для себя производить и ремонтировать вагоны. Теперь витает идея с производством, возможно при питерском участии, трамвайных вагонов для России и других стран.

\

Есть и свежие примеры попыток производственного оживляжа. Появился большой проект, в котором участвуют Петербург, Москва, Минск и Рига. На забытом было дизельном заводе в Риге будут строить тепловозы. Видимо, вместо потерявшего рынок огромного Советского Союза чешского ЧКД. Из Петербурга для них будут поставляться... дизели.

\

В конце 2004 г. московский ЗИЛ договорился о производстве в Елгаве совместного грузовика ZIL-Ferrus для рынка ЕС.

\

В Латвии традиционно весьма развита молочная промышленность, но, поставляя на российский и еврорынок ее продукцию, приходится конкурировать со своими балтийскими соседями. Резко наращивает объемы мощное плодоовощное перерабатывающее предприятие Pure Food, поскольку его продукция находит спрос в России. Оно намерено расширять производство — уже есть договор о получении из структурных фондов ЕС софинансирования в размере 1,55 млн латов. Проект был одобрен, потому что PF сотрудничает с рядом молокоперерабатывающих и кондитерских предприятий России.

\

Также поступает на наш рынок хорошо знакомый латвийский трикотаж.

\

Не будет преувеличением сказать, что именно связи с российским рынком держат реальный сектор Латвии на плаву, да и дальнейшее его развитие тоже ориентируется на Россию.

\

А вот по отношению к ЕС у латышей растет скепсис. Конечно, есть свои преимущества в том, чтобы быть гражданами единой Европы, путешествовать без виз, но реальных экономических дивидендов это не приносит. «Старые» европейцы сами строили свое благополучие, того же требуют и от новичков.

\

В отличие от евросоюзовского российский бизнес охотно идет в Латвию. «ЛУКОЙЛ» в лице своей «дочки» «ЛУКОЙЛ Балтия Р» в ближайшее время намерен расширить сеть своих АЗС в Латвии и завоевать 15% рынка. В настоящее время у них 11,5% — второе место после Shell (20%).

\

От 10 до 50% российского капитала, по прикидкам латышей, присутствует на рынке недвижимости. Прежде всего покупателей интересует земля, затем — дома, где более всего интерес к Юрмале. Возможно, речь идет о спекулятивной перепродаже «под Евросоюз», но латыши надеются, что российские инвесторы развернут строительство частных домов и коммерческих жилых комплексов. Закупают россияне порой сотни гектаров, очевидно, учитывая опыт Москвы и Петербурга, где в начале девяностых земля стоила копейки, а сейчас догоняет по цене европейские столицы.

\

Российский металлургический олигарх Олег Бойко недавно прикупил крупнейшее казино Риги и центр отдыха «Вернисаж». А вообще он там совладелец Baltic Trust Bank и нескольких сетей игорного бизнеса.

\

Но главной темой остаются, конечно, порты. Грузооборот латвийских портов в прошлом году вырос на 4,8%. Как ни верти, российских портов для беспрецедентного экспорта нефтепродуктов сегодня недостаточно, и в Вентспилс они идут не только по трубе, но и по железной дороге, загружая латвийский порт практически на всю его мощность — 30 млн тонн в год. Хотя нефтяная труба с 2002 г. Россией отключена, т. к. принято было решение о создании Балтийской трубопроводной системы (БТС) для транспортировки нефти через порты Северо-Запада, труба для нефтепродуктов действует по-прежнему. А сырая нефть поставляется в Вентспилс по железной дороге.

\

Бизнес в погоне за прибылью не знает патриотизма. Российская инвестиция номер один — $150 млн от «Северстали» Алексея Мордашова в инфраструктуру порта Вентспилса. Именно одна из «дочек» металлургического холдинга — «Северстальтранс» — занимается железнодорожной транспортировкой нефти в этот порт. Сия компания замечена также в скрытом лоббировании своих проектов в строящемся эстонском порту Силламяе. Говорят и о том, что Мордашов дружен с крупным эстонским политиком Э. Сависааром. Поминается и имя соавтора всех этих идей, являющегося при этом членом российского правительства, — министра транспорта Игоря Левитина, прежде бывшего правой рукой в компании Мордашова как раз по железнодорожным вопросам. РЖД с 1 января 2005 г. повысили тарифы на перевозки в адрес российских морских портов на 12,5%, сделав, таким образом, транспортировку в заграничные порты более конкурентоспособной.

\

Это, конечно, не только непатриотично, но и стратегически невыгодно России, которая должна развивать свои порты. Но сверхприбыли от нефтяного экспорта, часть которых получает и государство, оправдывают все.

\

Активизируется сотрудничество между турфирмами. Любимый некогда курорт Юрмала в годы независимости стал независимым и от потока наших туристов, а отдыхающие из других стран не поспешили занять их место. Сегодня из общего числа иностранных туристов в Латвии лишь 8% едут в Юрмалу. К тому же там на почве страстей, связанных с возвращением имущества бывшим собственникам, просто сожгли некоторые санатории. Однако, судя по тому как на российском ТВ посредством шоу-программ раскручивают юрмальские курорты, можно рассуждать о присутствии и там интересов российского бизнеса.

\

С Петербургом экономические связи у Латвии не столь оживленные, как с московским бизнесом. Но все же за «евросоюзовский» 2004 год наш товарооборот подрос до $49,1 млн: петербургский экспорт — $33,6 млн, импорт — $15,5 млн. Структура торговли изменилась в сторону увеличения экспорта из Петербурга. Прежде всего это черные металлы (32%), древесина и изделия из нее (12%), минеральное топливо (8%). В импорте фаворит — продукция машиностроения (20%), древесина и изделия из нее (19%).

\

Интересно, что в Петербурге и Ленобласти зарегистрировано аж 300 компаний с участием латвийского капитала, но это практически всегда российские компании с местными руководителями. Возможно, латвийская у них только регистрация. Основные направления их деятельности — банковские, портовые услуги, недвижимость, лесная, кондитерская промышленность и торговля.

\

В Петербурге чисто латвийское предприятие — лишь представительство банка «Парэкс», открытое в 1999 г., которое, как предполагается, станет петербургским филиалом. Этот банк уже имеет филиал в Москве.

\

В аптеках Петербурга продаются лекарства рижского предприятия «Олайнфарм». А компания «Квадра Пак» к нам поставляет упаковку.

\

Намечается обмен опытом с петербургскими коллегами в использовании новых технологий очистки промышленных и бытовых сточных вод, в строительстве подземных коммуникаций. И, наконец, знаковое событие: в конце 2004 г. латвийская авиакомпания «Аир Балтик» открыла воздушное сообщение Риги с Петербургом.

\

А вот на Псковщине свыше 50% СП с участием латышей и эстонцев. Там Латвия на первом месте как торговый партнер, а Эстония на 3-м. Это не столько политика, т. е. известные претензии на Пыталовский район, сколько расчет: на небогатой псковской земле латвийский бизнесмен в самом деле чувствует себя иностранным инвестором. К тому же многие имеют здесь родственные и старые дружеские связи с коллегами по работе. Чуть менее активны связи на Новгородчине. Тут более заметно эстонское присутствие, чем латвийское. А в Петербурге все балтийские страны как партнеры где-то в третьей десятке.

\

В общем, наши отношения с Латвией весьма запутанны. Напряженные отношения на государственном уровне не мешают крупному российскому бизнесу скупать там собственность в своих интересах, вкладываться в инфраструктурные проекты, а латвийские банки выполняют «любые услуги» в финансовой сфере. В то же время реальный сектор зависит от российского рынка, латвийские предприниматели хотят развивать нормальные цивилизованные отношения с Россией. И при этом продолжается дискриминация части русскоязычного населения.

\

Правда, как сказано выше, дело здесь не в каком-то особом национализме латышей. В самой Латвии поговаривают, что в ее экономике всегда — и в царский и в советский период — погоду делали скорее не латыши, а русские да евреи, тоже русскоязычные. А коренные латыши в основном жили на селе и занимались сельхозтрудом. И потому с первого дня независимости под лозунгом «Латвию для латышей» идет вытеснение конкурентов на рынке труда и бизнеса, зачисление их в категорию «неграждан», хотя на личностном общении «коренных» и «приезжих» это практически не сказывается, и вопреки всем усилиям именно русскоязычные и преуспевают в бизнесе.

\

Экономические проблемы отношений с Латвией это, по сути, отражение наших внутренних проблем — непатриотичности крупного бизнеса, спроса на отмывание денег, безудержного роста сырьевого экспорта, худшего даже по сравнению с соседями предпринимательского климата. В то же время стремление в Прибалтику нашего капитала отражает объективную потребность иметь свои офисы и предприятия в еврозоне, а также контролировать важные транспортные узлы. Экономическая интеграция — процесс объективный. А то, как она идет — стихийно или организованно, зависит не от народов, а от политиков. Народы-то всегда «за».