Привередливые кони

Привередливые кони

i>Двухсотлетие со дня рождения Петра Клодта стало поводом не только для хвалебных речей в память о знаменитом скульпторе, но и для опасений за его бронзовых коней.

i>

Двухсотлетие со дня рождения Петра Клодта стало поводом не только для хвалебных речей в память о знаменитом скульпторе, но и для опасений за его бронзовых коней.

По словам Надежды Ефремовой, зам. директора музея городской скульптуры, который является балансодержателем и хранителем знаменитых "Укротителей коней" на Аничковом мосту, Нарвских ворот с колесницей Победы, а также памятника Николаю I на Исаакиевской площади, наибольшее опасение сегодня вызывает монумент самодержцу.

Конная скульптура, которая держится всего на двух точках опоры (задних ногах коня) стала первым в мире подобным памятником - барон Клодт, имевший высшее техническое образование, самостоятельно рассчитал конструкцию.

"Мы уже много сделали для сохранения памятника: залечили трещины на ногах коня, воссоздали демонтированную во время войны ограду", - поясняет г-жа Ефремова. Сейчас монумент снова готовят к реставрации: нужно вскрыть причины отторжения каменных блоков на постаменте и, само собой, остановить этот процесс. Другие же работы Клодта: колесница Победы на Нарвских воротах и скульптурные группы на Аничковом мосту - недавно прошли реставрацию.

Правда, вице-президент Академии художеств Геннадий Степанов недоволен реставрацией на Аничковом: "Авторская поверхность скрыта напылением. Не каждый скульптор позволит так поступать со своей работой! В Германии давно отказались от этого метода".

Но Надежда Ефремова, указав на серьезную бронзовую болезнь, который были поражены конные группы, призвала не сгущать краски: "Безусловно, эта методика спорная. Но все использованные материалы обратимы, и мы всегда можем вернуться к авторской поверхности". При этом необходимо помнить, что напыление охраняет бронзу, которой в неблагоприятных условиях мегаполиса нужна дополнительная защита".

Кстати, на конференции, посвященной юбилею Мастера, прозвучал любопытный доклад, из которого следует: конные группы (две) Клодт предназначал для пристани перед Академией художеств. Но их отливка оказалась слишком дорогой, и от этого проекта отказались. Потом император распорядился поставить их на Адмиралтейском бульваре (там, где сейчас львы с шаром), но и эта идея не была воплощена. Лишь при перестройке Аничкова моста Клодту удалось реализовать свой замысел.

Еще один любопытный факт из жизни Мастера: он не только преподавал в скульптурных классах Академии художеств, но и возглавлял Литейный двор при Академии. Он изучил весь технологический процесс литья и, говорят, на глаз мог определить состав бронзы.

Это позволяло получать безукоризненный результат. Сегодняшние академики надеются, что им удастся возродить традиции академического литья, правда, для этого надо изменить систему преподавания. Сегодня же редкий скульптор обладает необходимыми техническими знаниями, а квалифицированных помощников скоро не останется.

Без этого хороший памятник не сделать. Впрочем, похоже, нужно кое-что еще, чтобы современные монументы (к примеру, памятник Александру Невскому) не выглядели так, будто в Петербурге не работали ни Фальконе, ни Клодт.