Под крышей дома своего

Под крышей дома своего

Жилищный кооператив попал в сети хозяев супермаркета На днях руководители василеостровского жилищно-строительного кооператива № 426 с изумлением узнали, что еще в январе проиграли процесс в Арбитражном суде Петербурга и области.

Жилищный кооператив попал в сети хозяев супермаркета

На днях руководители василеостровского жилищно-строительного кооператива № 426 с изумлением узнали, что еще в январе проиграли процесс в Арбитражном суде Петербурга и области. И теперь должны заплатить тысячу рублей госпошлины и выдать ключи от своего кооперативного подвала ООО «Сигма Плюс», еще летом получившего во владение первый этаж. Самое удивительное, что интересы ЖСК в суде представлял некий господин Яцин, фамилия которого стала известна проигравшим кооператорам только из судебного решения.

Тихая «точка»

Кооперативный дом 58/36 по Среднему проспекту Васильевского острова строился 35 лет назад для людей заслуженных: ученых-оборонщиков и инженеров-корабелов, строителей подводных крейсеров. Здесь поселились доктора и кандидаты, главные инженеры, фронтовики... В этом доме бывал президент Академии наук СССР Марчук, другие крупные люди советской эпохи. Неудивительно, что архитекторы ЛенНИИпроекта предложили кооператорам разместить на первом этаже промтоварный магазин. Так часто поступали с домами для элиты: малопрестижные цокольные помещения отводили под разные конторы или тихие торговые предприятия, непременно непродовольственного профиля. Беспокойства такое соседство не доставляет, в чем члены упомянутого кооператива убедились на собственном долголетнем опыте.

Минула треть века. Магазин, сделавшись из государственного частным, промтоварный профиль сохранял, но до поры до времени. Прошлым летом хозяин торговых помещений (коим числилось ООО «Ксения») продал свою «жилплощадь» ООО «Сигма Плюс», учрежденному за несколько месяцев до того. Новая фирма, по сути, является «дочкой» компании «Дикси», владелицы сети продовольственных супермаркетов. Стоит ли удивляться, что с «тяжелым» промтоварным прошлым магазина было покончено?

Насильно мил не будешь

«Дочка» поселила в доме «маму»: арендатором помещений первого этажа стало ЗАО «Дикси-Петербург». Соответственно, арендаторы произвели реконструкцию, переоборудование и перепланировку, причем без согласования с надзорными органами и балансодержателем дома, то есть ЖСК-426. «Все предписания строительного отдела, акт и запоздалое постановление СЭС от 29.11.04 г., а также акт районной администрации от 17.01.05 г. были грубо проигнорированы», — пишут жильцы дома главе Василеостровского района Исаеву. В письме они утверждают, что районные СЭС и торговый отдел «откровенно лоббируют интересы бизнеса ЗАО “Дикси-Петербург”».

Основания для таких обвинений и впрямь весомы: закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» никто не отменял. Но стояки бытовой канализации из верхних этажей дома были проложены в помещении торгового зала, а также в помещениях приема и хранения продуктов, что, по санитарным правилам, недопустимо для продовольственного магазина. Который, вдобавок, обязан иметь свою собственную, отдельную канализацию. Не говоря уж об автономных системах вентиляции для санитарно-бытовых комнат и камер хранения овощей. А пока жильцы обоняют не только ароматы деликатесов от «Дикси»: жалуются, что порой в их квартиры доносится «благоухание», хорошо знакомое всем советским инженерам, поголовно отбывавшим некогда трудовую повинность на овощебазах.

Несколько обязательных к исполнению предписаний о прекращении деятельности магазина был проигнорирован. То есть, какие-то меры его хозяева предпринимали: «зашивали» фановые трубы в футляр, ставили вентиляционную установку на малость смягчающую вибрацию подушку (и подвал-то им нужен, в частности, для того, чтобы поставить там вентиляторы). Но торговля при этом не прерывалась ни на один день. «У нас бизнес! Почему мы должны нести убытки?» — искренне удивляется уполномоченный представитель «Сигмы Плюс» Игорь Коровин.

Похоже, хозяева магазина не понимают (или все-таки не желают понять?), отчего так ополчились на них кооперативные активисты. «Раз ходят покупать продукты в наш магазин, значит, на самом деле всем довольны, и воду мутит только председатель ЖСК». И невдомек им старая истина: «Насильно мил не будешь».

Открытие сравнительно недорогого магазина — безусловное благо для жителей всех окрестных домов. Но вот тем, кто вынужден жить над торговыми залами и подсобками, не позавидуешь. Грузовики со скоропортящимся товаром разгружаются днем и ночью, а холодильные камеры и вентиляционные установки гудят без остановок круглосуточно. Стоит ли удивляться тому, что хозяева торгового предприятия столкнулись с сопротивлением рядовых членов и руководства ЖСК?

Кто в доме хозяин?

Получилась в многоэтажном доме «контрреволюционная» ситуация: верхи не хотят, а низы уже не могут отыграть назад, поскольку денег в магазин вложили немерено. Вот и предприняли попытку кооперативного переворота. В декабре ООО «Сигма Плюс» арендовало на несколько часов кафе в здании напротив. И объявило, что, купив первый этаж, «автоматом» стало членом кооператива и на этом основании созывает общее собрание. (Чем-то все это напоминает старую недобрую сказку про теремок. Так и слышится: «Кто в тереме живет? Кто в высоком живет?») Задача была, казалось, простая: переизбрать правление и ревизора ЖСК. Но деньги на аренду зала пропали зря: явились представители всего лишь двух квартир, да и те — не члены ЖСК! Неудачливые «перевыборщики» усматривают тут происки председателя кооператива Людмилы Кузнецовой.

А ее сторонники подозревают в нечестной игре явившуюся на несостоявшееся собрание Алевтину Петрову, два года назад сложившую полномочия председателя. Полномочия она сложила, но не подала об этом сведения в налоговую инспекцию. Юрист «Сигмы» на этом основании говорит, что Петрова продолжала числиться главой кооператива. А кто-то ведь должен был выдать доверенность на ведение судебных дел появившемуся неведомо откуда господину Яцину? Заметим, что сама Алевтина Ивановна в разговоре с корреспондентом «МК» в Питере» не пожелала подтвердить или опровергнуть авторство доверенности (опять веет глубоким детством, помните: «Да и нет не говорите»?).

Означает ли покупка помещения автоматическое вступление фирмы в члены ЖСК — вопрос отдельный. Чтобы разобраться в нем, впору инициировать новый судебный процесс. А разобраться с подлинным председателем ЖСК Кузнецовой ее оппоненты пытались хоть и без суда, но с расследованием.

«Дело тянет на попытку похищения!»

В разгар конфликта к Людмиле Кузнецовой явились двое милиционеров в штатском и потребовали, чтобы она поехала с ними в районный ОБЭП. Дескать, она должна дать какие-то объяснения. Людмила Иосифовна возмутилась: «Я коммерческой деятельностью не занимаюсь!» Она сразу поняла, что милицию «подключили» хозяева магазина — и была права в своих подозрениях. (Обэповцы не отрицают, что к ним приезжал гендиректор фирмы и подал некое заявление с обвинениями в адрес строптивой председательницы кооператива.) Кузнецова отказывалась ехать, и оперативники недолго думая достали наручники. Обэповцев не смутило то, что перед ними была пожилая женщина. Видно, закон «О милиции» не для всех ее сотрудников писан, там ведь ясно сказано, что спецсредства нельзя применять к женщине,не оказывающей никакого сопротивления!

От железных оков и насильной доставки «куда следует» на «девятке» с тонированными стеклами без госномеров Людмилу Кузнецову спас другой закон — «О статусе судей», распространяющий гарантии на членов семей служителей Фемиды. Известие о том, что сын Людмилы Иосифовны — мировой судья, заставило милиционеров отступить. Пока они топтались во дворе, приехал и сам Алексей Кузнецов. Предъявил служебное удостоверение и спросил: «Ваш автомобиль? Почему без номеров?! Документы на машину есть? Нет?! Дело тянет на попытку похищения!»

Короче говоря, обэповцы тут же ретировались и больше в эту историю не вмешивались. А жаль, поскольку появление в Арбитражном суде «представителя» ЖСК с доверенностью, которую руководство кооператива не выдавало, может, очевидно, послужить основанием для возбуждения уголовного дела. «Только в том случае, если это нанесло материальный ущерб», — безапелляционно заявили корреспонденту «МК» в Питере» в Василеостровском отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Ну что ж, буквально пару дней спустя ЖСК-426 пришлось заплатить 1000 рублей государственной пошлины, чтобы обжаловать решение арбитража. Принятое, напомним, без ведома руководства ЖСК и в отсутствие легитимного представителя кооператива.

* * *

Ну, а пока суд да дело, магазин продолжает работу. Гудят вентиляторы, шумят в неурочное время машины, жильцы собирают подписи под новыми обращениями к властям. Хотят они не столь уж многого: тихой жизни. Молодежь поразъехалась, в доме сейчас проживают в основном старики, желающие коротать свой век в спокойной обстановке. Они ведь не против магазина как такового, им надо только, чтобы он был не шумным продовольственным, а, как и раньше, тихим промтоварным. А уж нынешние хозяева вернут ему прежний профиль, или этих владельцев, нарушивших, по мнению кооператоров, условия покупки, сменят новые — это дело десятое.

Георгий АРЕФЬЕВ
Газета Московский Комсомолец в Питере №10/17 за 09-03-2005