Воровская смена

Воровская смена

Ждите домушников с двух до шестиСтать жертвой квартирной кражи не просто, а очень просто. В нашей не слишком-то многолюдной редакции таковыми в нынешнем году (точнее — пока еще полугодии) стали две журналистки, проживающие в разных концах города.

Ждите домушников с двух до шести

Стать жертвой квартирной кражи не просто, а очень просто. В нашей не слишком-то многолюдной редакции таковыми в нынешнем году (точнее — пока еще полугодии) стали две журналистки, проживающие в разных концах города. Да и автору этих строк есть что вспомнить: и года не прошло с тех пор, как обокрали квартиру ближайших родственников.

Гопники и профи

Если вашу квартиру взяли «на прицел» профессионалы преступного мира, шансы уберечь от их визита свое жилище близки к нулю. Никакие «оборонные» ухищрения не помогут. Практика показывает: если в дверь не войдут, так в окно залезут; а не в окно — так стенку разберут или пол проломят, либо в потолке дыру пробьют (для стенобитных работ специально снимают примыкающую квартиру). В серьезных преступных группах, занимающихся таким промыслом, имеются специалисты по любым системам сигнализации...

Одно утешает: ежели в вашем жилище не наберется наличности, «ювелирки» или антиквариата хотя бы на пятьдесят тысяч долларов, особо квалифицированные спецы и не подумают тратить свое драгоценное время на взлом. А от обычных воров защитить свой дом куда проще.

Полезно знать тактику домушников. Если ворюга не уверен, что его ждет богатая добыча, чрезмерные усилия для взлома именно вашей квартиры он прикладывать не будет и, увидев хитрый замок в надежной двери, выберет себе цель подоступнее. В отличие от вышеупомянутых суперпрофессионалов, обычный специалист по чужим квартирам берет количеством: за один день он может обчистить несколько жилищ.

Наведавшись с утра в очередной дом, вор начинает осмотр с верхнего этажа. И, спускаясь по лестнице, высматривает двери и замки на свой вкус — такие, чтобы долго с ними не возиться. Однако уцелевшими с незапамятных советских времен обшарпанными фанерными дверями профессионалы брезгуют: зажиточный народ давно обзавелся стальными, а с голодранцев много ли возьмешь? Впрочем, находятся любители и на такую добычу — обычно это вооружившиеся фомками гопники и наркоманы. Эти ломятся куда попало, им лишь бы поскорее на очередную дозу деньжат «срубить», а там хоть трава не расти...

Профессионалы же не спешат: выберут подходящие двери, выйдут на улицу и внимательно смотрят на соответствующие окна. Первым делом удостоверятся, что признаков присутствия жильцов нет, а заодно прикинут, насколько богаты хозяева (пластиковые оконные блоки — наглядное свидетельство «кредитоспособности»). И только после этого возвращаются в дом. Именно благодаря такой обстоятельности опытных домушников пик квартирных краж приходится не на утро, а на вторую половину дня. По статистике, самое «рабочее» время у таких ворюг — с 14 до 18 часов.

«Первый и последний этажи не предлагать»

Что только не влияет на стоимость жилья: вид из окна, например, отражается на ней самым непосредственным образом. А вот, если можно так выразиться, «вороустойчивость» сказывается на цене лишь в крайних (в самом прямом смысле слова крайних) случаях. «Первый и последний этажи не предлагать», — эта стандартная фраза из объявлений об обмене жилья во многом обязана своей популярности расплодившемуся ворью. Опасения насчет последнего этажа безусловно справедливы, а насчет первого верны лишь отчасти. Первоэтажные окна и форточки и впрямь так и манят всяческую шпану, зато ломиться в двери таких квартир ни один здравомыслящий вор не станет: того и гляди кто-нибудь войдет в парадную.

В девятиэтажках чаще всего страдают от воровства обитатели седьмого, восьмого и девятого этажей. А самые безопасные для жителей этажи — с четвертого по шестой. У воров нервы тоже не железные, а тут и сверху жильцы по лестнице могут идти, и снизу — тоже. Молодые да здоровые лифт подолгу ждать не любят, сил у них много, и не дай бог таким попасться!

Но не все так беспросветно для взломщиков — о них позаботились архитекторы. В типовых домах некоторых проектов самую обыкновенную лестницу переименовали в пожарную и убрали с глаз долой в своего рода «шахту». Квартирный блок отделен от лестничных маршей изрядным расстоянием и несколькими дверями. Идеальные условия для домушника! Тут ему любой этаж хорош, кроме разве что первого.

Из той же серии — вынесенные на лестничную площадку электросчетчики, позволяющие всем любопытствующим удостовериться, что хозяева квартиры еще не вернулись из отпуска. А домофоны, устанавливаемые за счет напуганных разгулом криминала жильцов, дают возможность проверить, есть ли кто дома, не маяча лишний раз перед глазком...

Между прочим, «вороустойчивость» квартир зависит не только от конструкции лестницы, но и от того, в каком по счету подъезде они расположены. Краденые телевизоры только гопники на трамвае увозят, нормальные воры свои «колеса» имеют. Но у намеченного к «обработке» подъезда вменяемый домушник парковать автомобиль не станет. Обычно ворюга прячет свою машину за углом. Тащить на себе тяжести сколько-нибудь большое расстояние ему не с руки, поэтому в тысячеквартирных домах-«кораблях» чаще всего страдают от краж жильцы крайних подъездов.

Моя милиция меня бережет?

Покупая или просто снимая квартиру, стоит учитывать и такие тонкости. Но, вообще-то, квартиросъемщика, имеющего дело не с государством, а с конкретным физическим лицом, в первую очередь должен интересовать моральный облик этого самого лица. Иначе можно нарваться на неприятности. Особенно это касается приезжих.

Обитающие в Петербурге иностранцы (не об украинских и таджикских работягах-строителях речь) — люди, в массе, зажиточные. Но собственные квартиры приобретают немногие — только те, чей бизнес прочно «завязан» на наш город. Остальные предпочитают жилье снимать, причем чаще всего не у агентств, а непосредственно у квартировладельцев. За более-менее «евро-

стандартную» крышу над головой платят не особо скупясь. Но денег много не бывает: посмотрит иной хозяин, как живут квартиранты, и завидки его берут. Результат: треть краж из питерских жилищ иностранцев — на совести либо самих владельцев этих квартир, либо родственников или друзей хозяев.

Зачастую крадут что поценнее и случайные знакомые жильцов. Наверное, не стоит пускать в свой дом кого ни попадя. А если незнакомцы окажутся в вашей квартире по казенной надобности, за ними нужен глаз да глаз.

Помните, мы начали с того, что в нынешнем году домушники обокрали двух сотрудниц «МК» в Питере»? Так вот, одну из них — корреспондента Екатерину Омецинскую — 18 апреля обворовали дважды. Наши постоянные читатели уже знают гнусные подробности случившегося, остальным расскажем вкратце: вначале в Катиной квартире побывали, надо полагать, обычные воры. А потом пришли воры в милицейских погонах, в ходе процессуальных действий укравшие тысячу долларов и пару мелких золотых вещичек, не замеченных предшественниками.

Удастся ли следователю разоблачить мародеров из 6-го отдела милиции — вопрос к прокуратуре. А к руководству питерской милиции имеется другой вопрос: будут ли принесены официальные извинения? Не считать же таковыми слова: «Ну, извините: вам не повезло», — сказанные Кате Омецинской представителем Калининского РУВД.

Георгий АРЕФЬЕВ

Газета Московский Комсомолец в Питере №20/37 за 18-05-2005