Плохо построить — хорошо продатьПо такому принципу работают многие петербургские фирмы

Плохо построить —
хорошо продатьПо такому принципу работают многие петербургские фирмы

По такому принципу работают многие петербургские фирмыМарина СУМИНАПо ценам на жилье Петербург догнал Хельсинки. У них квадратный метр стоит около 900 евро, у нас — 1100 — 1200 долларов.

По такому принципу работают многие петербургские фирмы
Марина СУМИНА

По ценам на жилье Петербург догнал Хельсинки. У них квадратный метр стоит около 900 евро, у нас — 1100 — 1200 долларов. Еще бы по качеству соседей догнать. Но это пока нашим строителям не грозит.

По данным Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга, каждый четвертый застройщик в городе строит с нарушениями. В ходе проверок 76 строек нашего города были приостановлены за брак или за то, что работы велись без соответствующих разрешений. Какой строительный брак встречается чаще всего? Массовое явление — дефекты межпанельных стыков, брак в устройстве кровли и отделке помещений. По статистике, в 50% сдаваемого жилья обнаруживается брак по укладке и качеству штукатурки, в 90% квартир некачественно делаются бетонные стяжки пола.

\

Потребители платят за жилье достаточно большие деньги. Казалось бы, что нынешние цены сами по себе должны гарантировать качество, а то покупатель «проголосует рублем» и уйдет к тому, кто строит лучше. Но в том и беда, что уходить-то не к кому. «Элитное» (по российским меркам) жилье дороже минимум на 50 процентов. А массовое — все примерно одного уровня. Как в советское время, когда автолюбитель мог выбирать только между «Москвичом» и «Жигулями»: что ни выбери — результат один. В итоге, выложив $50 — 100 тысяч за 2 — 3-комнатную квартиру, люди вынуждены дополнительно платить еще $3,5 тысячи, а иногда и $10 тысяч за исправление брака. Бывает, деньгами дело не ограничивается, известны случаи, когда под обоями отделочники «забывали» убрать внутрь стены и заизолировать оголенные концы проводов. Владельцы квартир, естественно, не зная об этом, пытались переклеить обои и получали электротравмы.

\

Почему же бракодельство в строительстве стало, по сути, нормой? Причины три: непомерная жадность заказчиков и подрядчиков, низкая квалификация работников, отсутствие механизмов защиты покупателей жилья.

\

Жадность компаний-застройщиков проявляется еще на стадии проектирования. Проектировщики, с самого начала сориентированные заказчиком на то, чтобы сделать будущий дом подешевле, все же придерживаются каких-то норм, предусматривая нормальное утепление стен и полов, качественную, не протекающую после первого дождя крышу и так далее. Но заказчик давит, требуя удешевления и за счет отступлений от нормативов. И вот в проекте дома появляются стеклопакеты «верандного типа» толщиной около сантиметра, которые промерзают и плохо закрываются, электропроводка из телефонных проводов, картонные двери. Звуко- и шумоизоляция в типовых домах нередко выполняется либо из некачественных материалов, либо с меньшим числом слоев, чем это необходимо. Хозяева вынуждены самостоятельно заниматься укладкой дополнительных изоляционных слоев. На сегодня в проектно-сметной документации строительных фирм контролирующая служба находит в среднем до 70% ошибок (от числа принятых решений).

\

О дефиците специалистов низшего и среднего звена — каменщиков, монтажников, прорабов — говорилось не раз. Нехватка рабочих кадров — общая проблема. Но если заводы приглашают из-за границы квалифицированных станочников и сварщиков, то на стройках города в основном работают бывшие шахтеры, хлопкоробы и виноградари, имеющие в строительстве минимальный опыт. А о знакомстве с новыми технологиями, новыми стройматериалами, работа с которыми требует специальных навыков, и говорить не приходится. Так, следи — не следи, а качества такие работники обеспечить не могут.

\

Правда, чаще всего жильцы получают «неопасный» для жизни брак. Наклонившийся дом на Шипкинской — пока что исключение из правил. Грубые ошибки выявляются, как правило, еще на стадии строительства — если уж обваливаются незакрепленные лестничные марши, хороня под собой людей, так хоть в не сданном доме. А жителям достаются проблемы попроще.

\

Например, компания «Северный город», построившая 16-этажный дом на пересечении улиц Олеко Дундича и Бухарестской, сдала его... без части балконов, предусмотренных проектом. Правда, жильцам пообещали вернуть переплаченные деньги, но ведь кто-то хотел иметь квартиру именно с балконом. В 12-этажном панельном доме на пр. Косыгина, сданном к новому, 2004-му, году ЗАО «Стройкомплекс», под линолеум основу на бетонный пол положили только на двух нижних этажах. Мол, на остальных полы и так будут теплыми. Причем при укладке самого линолеума сэкономили на припуске, что сказалось после обычной в таких случаях усушки, и он стал вылезать из-под плинтусов. В доме на Народной ул., сданном компанией «ЛЭК-1», уже после полугодичной эксплуатации стали рассыпаться наружные панельные швы и протекать крыша.

\

Почему же ни сами покупатели квартир, ни государственные органы не могут добиться от строителей качества?

\

О жильцах мы уже говорили — им просто не из чего выбирать. Что же касается гарантийных сроков, в течение которых строители обязаны бесплатно устранять выявившиеся дефекты, то повсеместной практикой стала организация ТСЖ силами застройщика. Задача руководства такого ТСЖ как раз в том, чтобы не допустить подачи жалоб жильцами и вынудить людей устранять брак за свой счет.

\

Закон о техническом регулировании строительства официально вступил в силу в июле 2003 года, но практически не работает. Новые технические регламенты в строительной отрасли так и не разработаны, а без этого застройщику нетрудно оспорить в суде замечания государственных контролирующих органов.

\

Правда, сейчас произошло реформирование контролирующих инстанций, которое, по утверждению городских властей, должно благотворно сказаться на качестве строительства. К выделенной в прошлом году из состава КГА в отдельную организацию службе госстройнадзора в 2005 году присоединили управление государственной вневедомственной экспертизы, то есть создали в городе единую структуру по контролю за ведением строительства. В ее ведение входит все — выдача экспертных заключений, разрешительной документации, разрешений на стройплощадку, контроль за ведением работ и прием объектов в эксплуатацию. Создание единой службы контроля, по словам ее руководителя Александра Орта, поможет централизовать работу, устранить параллелизм. Хотя каким будет эффект, говорить рано. Может, строителям, наоборот, будет проще «договариваться» с одной организацией, чем с несколькими, которые контролировали друг друга. Тем более что местные власти в ноябре-декабре, когда идет массовая сдача жилья и нужно выходить на запланированные показатели, сами охотно закрывают глаза на строительную халтуру.

\

Статистики брака за нынешний год еще нет, а в прошлом году служба, проведя 798 плановых проверок, выдала 306 предписаний и составила 102 протокола о правонарушениях. Сумма штрафов, наложенных на недобросовестные строительные компании, составила 1 млн рублей. Правда, напугать строительную фирму, имеющую миллионные капиталы, штрафом в 10 тыс. рублей вряд ли возможно. Но, по мнению А. Орта, здесь играет роль не финансовая сторона вопроса, а огласка и возможность потери престижа строительной компании. Только вот до сих пор, судя по качеству нашего жилья, строители и этого не боялись.

\

Мы начали с того, что по ценам за квадратный метр Петербург уже догнал Хельсинки (дорогой, по европейским меркам, город), хотя зарплаты тамошних строителей и производителей стройматериалов в 6 — 10 раз выше. Таким образом, главной причиной, по которой даже при такой цене не обеспечивается качество, можно считать погоню застройщиков за сверхприбылью. И в такой ситуации нам придется жить еще года два-три. А потом Россия вступит в ВТО, зарубежные строительные фирмы получат свободный доступ на наш рынок и вытеснят тех, кто умение строить подменяет умением торговать жильем.