Правила мобильников

Правила мобильников

С 1 июля впервые в России отношения операторов сотовой связи и абонентов, доселе считавшиеся их личным делом, будут регулироваться государством.

С 1 июля впервые в России отношения операторов сотовой связи и абонентов, доселе считавшиеся их личным делом, будут регулироваться государством. Подавляющая часть весьма объемных правил, утвержденных правительством России, фактически совпадает с нынешними условиями работы большинства компаний, но есть и новации.

Одна из главных новостей, которая порадует большинство владельцев трубок, — введение бесплатных первых трех секунд связи, как входящей, так и исходящей. Теперь оператор не имеет права взимать плату за соединение длительностью до трех секунд. В настоящее время традиционные «пять секунд» отсутствуют практически на всех тарифных планах, тарифицирующихся с 1 секунды, а «Би Лайн» и МТС на тарифных планах «Джинс» взимают плату за полную минуту исходящей связи, даже если соединение продолжалось всего одну секунду. Это выходит очень накладно, когда вместо желаемого ответа абонент слышит сигнал факса или автоответчика. Теперь есть возможность посоревноваться в скорости нажатия на кнопку «отбой», пока счетчик не дошел до страшной цифры 3.

\

В установлении тарифных планов у компаний сохранилась полная свобода действий. Более того, для изменения тарифов (в том числе путем повышения) достаточно известить абонентов через любые средства массовой информации. То есть вполне законной будет публикация общероссийским оператором крошечного объявления в районных газетах города Урюпинска. Главное, чтобы это было сделано не менее чем за десять дней до введения нового плана. Для расчетов будет в любом случае использоваться тариф, который действовал к моменту установления соединения.

\

Но далеко не все в новых правилах ясно. Например, расчеты проводятся на основании счета, выставляемого оператором абоненту. Счет должен содержать сведения об объеме услуг по каждому виду звонков. Может ли оператор брать плату за предоставление счета? Сейчас такие счета бесплатной почтой получают клиенты «МегаФона», МТС — в офисах компании или по электронной почте. Клиенты же сетей «Би Лайн» (большинство тарифных планов) и TELE2 могут получить детализированный счет только за дополнительную плату. В новых правилах о стоимости получения счета ничего не сказано.

\

Запутанной выглядит ситуация с перерасчетом платы — если владелец телефона посчитает, что с него взяли лишнее. Все претензии рассматриваются в двухмесячный срок. Но если оператор признает требование о перерасчете обоснованным, то должен произвести его в течение десяти дней со дня предъявления претензии. Непонятно: если оператор должен рассматривать в течение десяти дней все претензии — и признавать или отклонять их, для чего двухмесячный срок? Ведь, признав свою ошибку позднее, чем через десять дней, он тем самым нарушит пункт первый.

\

Если же клиент задолжал компании, на задолженность теперь будет начисляться неустойка в размере 1 процента в день (365 процентов годовых!).

\

Новые правила, возможно, похоронят гиперидею создания «черного» списка абонентов. В этом проекте участвуют три крупнейших конкурирующих оператора — МТС, «Би Лайн» и «МегаФон». В конце мая они заявили о начале обмена информацией о «недобросовестных клиентах и мошенниках», тех, кто, накопив задолженность, перебегают в другую систему. Компании собираются оповещать друг друга «в режиме реального времени в случае появления сигнала о неадекватном поведении отдельных счетов». Согласно уверению компаний, отказ в подключении таким абонентам не грозит, однако наблюдение и контроль над их счетами будет многократно усилен. Например, оператор установит неблагонадежному абоненту лимит на пользование международным роумингом или подключит его только по предоплаченному тарифу. Ведь в правилах указано, что договор является публичным: никому персонально нельзя предоставлять особые условия, отказывать в предоставлении услуг, подключать обязаны любого гражданина по предъявлению удостоверения личности.

\

Возможный минус для абонентов: «неадекватным поведением», не исключено, будет признаваться не только мошенничество, но и желание абонента отстаивать свои права законным путем. А это уже будет фактически шантаж абонента со стороны оператора: либо не скандаль, либо получишь черную метку.

\

В том, что сотовые операторы, тратящие огромные деньги на рекламу, заботящиеся о своем имидже, на самом деле далеко не всегда честны перед своими клиентами и обществом, убеждает ситуация с воровством мобильных телефонов. Можно даже сказать, что операторы фактически провоцируют эти кражи. Каждый мобильный телефон стандарта GSM имеет уникальный идентификационный номер IMEI (international Mobile Equipment Identity), который автоматически определяется оператором при подключении аппарата к сети. Поэтому выявить и отключить похищенный телефон для оператора не составляет труда. Но этого не делается — операторам очень выгодно подключать ворованные трубки и наращивать абонентскую базу. В ответ компании утверждают, что это бессмысленно, пока нет единой базы всех операторов всех регионов. Законопроект об обязанности вести такую базу и проводить IMEI-контроль (идентификацию аппаратов) уже внесен в Госдуму. Хотя и сейчас никто не мешает операторам контролировать хотя бы свою сеть и, получив требование законного владельца, отключать ворованную трубку. И почему для борьбы с немногочисленными неплательщиками у компаний нашлись силы и средства, а создать единую базу краденых телефонов и защитить честных абонентов от уличных грабителей — нет?

\

Новые правила вступают в силу с 1 июля. Однако наиболее волнующий всех вопрос — сохранение телефонного номера — ими не решен. По заверению министра информационных технологий и связи, система MNP, позволяющая сохранить номер абонента при смене оператора, будет введена уже к осени. По оценкам операторов, если будет возможность сохранить номер, меняя «Мегафон» на МТС, а «Би Лайн» на «Скайлинк», и наоборот, около четверти абонентов начнут «миграцию» в поисках более низкого тарифа, качества обслуживания и других удобств. Поэтому большинству абонентов осенью можно ожидать скидок, новых низких тарифов, бесплатных сервисных функций и так далее. Хотя дело может и затянуться, для реализации технологии MNP недостаточно принятия правовых актов — пока не ясно, кто будет держателем единой базы номеров.

\

В общем, государство старается сделать рынок мобильной связи еще более цивилизованным, чем сейчас, но делает это как-то неуверенно.