Нина Шубина: «Приблизить органы к народу»

Нина Шубина: «Приблизить органы к народу»

Законодательная и исполнительная власти Петербурга не согласны с утверждением, что реформу местного самоуправления в нашем городе загубили, разбив его на 111 муниципальных образований.

Законодательная и исполнительная власти Петербурга не согласны с утверждением, что реформу местного самоуправления в нашем городе загубили, разбив его на 111 муниципальных образований. Наоборот, политики, отвечающие за эту реформу, считают, что Петербург стал образцом для всей страны в области инициатив по созданию муниципальных органов власти.

В одну телегу коня и трепетную лань впрячь, оказывается, можно. В среду это с успехом доказали Алексей Тимофеев и Нина Шубина. Первый является председателем постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству ЗакСа. Вторая - главой комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Смольного. Оба фигуранта числятся авторами двух принципиально ни чем не отличающихся законопроектов по реформированию системы муниципальных органов власти. Еще недавно словесные битвы правду между Тимофеевым и Шубиной носили принципиальный характер. Однако после принятия ЗакСом нового закона о системе местного самоуправления в Петербурге (в редакции Алексея Тимофеева) бывшие антагонисты стали союзниками. О чем они и заявили на встрече с журналистами.

Повышенный интерес петербуржцев к муниципальным органам власти вполне мотивирован. Жители удивляются тому, что творится в нашем городе, и не знают, где искать правду против самоуправства чиновников. Посреди детской площадки ни с того ни с сего появляется многоэтажный дом, бывший зеленый садик переоборудуется под стоянку для автомобилей, да, в конце концов, мусор со двора никто неделю не вывозит. И попутно заявляется, что у горожан уже с 1997 года есть местные органы самоуправления. Так что они могут и чего не могут? Этот принципиальный вопрос теперь решен на законодательном уровне, и Алексей Тимофеев вместе с Ниной Шубиной сегодня попытались его разъяснить.

Оказалось, что Петербург является первопроходцем в плане местного самоуправления. Именно в нашем городе впервые в стране решились поделить мегаполис на мелкие якобы самоуправляемые куски, привязанные к населению, – все ради того, чтобы еще ельцинская Россия попала в Совет Европы. Тогда 111 округов казались бредом. Теперь, как утверждают господин Тимофеев и госпожа Шубина, эти округа стали примером для всей страны. Даже Москве в этом плане, по меткому замечанию Алексея Тимофеева, «далеко как до Луны». У нас же органам местного самоуправления дается все больше и больше полномочий, за восемь лет существования некоторые из них добились серьезного уважения со стороны населения, финансирование муниципалов также улучшается год от года.

По новому закону в полномочия этих органов власти отведен аж 41 предмет ведения. Причем, как выразился Алексей Тимофеев, «закон сделан горизонтально». Это подразумевает, что любой вопрос местного значения (будь то опека и попечительство или благоустройство дворов) теперь обеспечен финансово и имущественно. Конечно, есть случаи, когда муниципалы вместо того, чтобы заниматься делом, просто распределяют выделенные деньги между собой. Но и этому в новом законе поставлена препона.

Теперь на государственном обеспечении сможет существовать только 10% членов муниципального органа власти. То есть, если выбрано 10 человек, то только один из них будет кормиться из государственной казны. Остальные будут получать так называемые компенсационные выплаты – по соответствующим документам. Подлоги не пройдут. Алексей Тимофеев заявил: «Я верю в порядочность депутатов». Да и местным жителям виднее, делает ли хоть что-либо их выборный орган местной власти или проявляется только накануне очередных выборов.

Еще одно серьезное нововведение – разделение функций в муниципалитетах. Отныне они обязаны иметь помимо «политического» органа (собственно избираемого населением совета) еще и исполнительный – структуру, подобную правительству города, в которую люди назначаются главой местного совета и по его же усмотрению могут быть сняты с должности, если не справляются с возложенными на них хозяйственными задачами.

К сожалению, на уплотнительную застройку и вообще на любое строительство городского масштаба местные власти повлиять могут весьма незначительно. Разве что одобрить или осудить. Такие проекты, как «Балтийская жемчужина» или новый морской порт – вне компетенции муниципалитетов. Однако теперь каждое деревце и кустик должны быть отнесены к ведению муниципального образования и их вырубка или пересадка должна быть согласована с ними.

Особо Алексей Тимофеев подчеркнул важность контроля над домашними животными. Он резонно отметил: «Всеми живыми существами надо заниматься». А не то, по его словам, покусает кого-нибудь дикий бультерьер, а хозяина потом ищи-свищи. Муниципалы смогут навести порядок в этом вопросе и иметь некий кадастр всех животных, находящихся во владении жителей.

Самое главное, чего удалось достичь властям со времени появления муниципальных образований, - это добиться того, чтобы местные органы власти, как выразился Алексей Тимофеев, делали «все, отчего зависит жизнь народа». Еще ярче высказалась Нина Шубина. Она отметила, что суть реформы – «приблизить органы к народу».

Павел Тимофеев,
Фонтанка.ру