Казань: праздник за праздником

Казань: праздник за праздником

Удивительный все-таки город Казань! Большой, богатый, вобравший разные культуры, перемешавший в себе все и вся. И в жизни, и в спорте.

Удивительный все-таки город Казань! Большой, богатый, вобравший разные культуры, перемешавший в себе все и вся. И в жизни, и в спорте. В субботу, скажем, Казань, как и все Поволжье, гуляла на Сабантуе. Шумела, пела, плясала, радуясь жизни, напрочь забыв обо всем, включая легкоатлетический мемориал братьев Знаменских. Звезды королевы спорта бегали, прыгали и метали в удивительной тишине, а уступивший им арену "Рубин" отправился на окраину, на скромный стадиончик "Мотор", где в субботу утром и провел предыгровое занятие.

"Зенит", правда, уважили: гости, приехавшие на стадион сразу после завершения этапа Гран-при ИААФ, были приятно удивлены не только качеством газона, но и тем, что в Татарии встретили немало поклонников. Властимил Петржела, в джинсах, модной рубашке и темных очках, не уставая улыбаться, охотно раздавал автографы - как и его игроки.

За час до этого чех побывал на матче дублеров, где убедился: капитан его команды - игрок настроения. Владислав Радимов, неожиданно вышедший на поле за резервистов, не сумел забить пенальти, грубо ошибся в передаче, став невольным соучастником второго гола хозяев, и, будучи тут же замененным, долго что-то выговаривал сам себе, глядя, как проигрывает его команда. Петржела досматривать матч не стал, покинув "Электрон", едва Радимов из игрока превратился в зрителя.

Впрочем, вчера плеймейкер "Зенита" все-таки вышел на поле с первых минут. Петржела, поколебавшись, все-таки решил рискнуть. Или, наоборот, не рисковать - понимайте, как знаете.

ПРАЗДНИК ДЛЯ БЕРДЫЕВА

У главного тренера волжан Курбана Бердыева за сутки до приезда "Зенита" был свой праздник. В пятницу в канун Сабантуя, в столице Татарии открыли для прихожан мечеть Кул Шариф - самую высокую в Европе. Строили ее так долго и тщательно, что мечеть еще до открытия успела стать одним из символов древнего города.

Бердыев - человек, как известно, верующий. А потому столь значимое для мусульман России событие пропустить никак не мог. Говорят, даже сделал пожертвование. Может, просто так, а может, со смыслом. С одной стороны, мог вспомнить свой томский грех. Что говорил в Сибири тренер "Рубина" и кому именно адресовал свой гнев, доподлинно не известно, но дисквалификацию Бердыеву впаяли, попутно наградив штрафом в пользу РФПЛ, объявившей в этом году борьбу курению и сквернословию.

С другой - "Зенит" для Бердыева - не соперник, а сущее наказание. Если Петржела может гордо сказать: "Казань брал", - то его коллега в матчах с клубами из Санкт-Петербурга успехов добивался лишь против "младших братьев" главной питерской команды. Для амбициозного тренера - утешение слабое.

Опасался ли главком "Рубина" соперника на этот раз и насколько сильно, узнать доподлинно не удалось. В "Рубине" на подобные вопросы сотрудники, как один, отвечают чеканной фразой: "Всех уважаем, ценим, но никого не боимся". Однако состав казанцев на определенные мысли все-таки наводил. Самарский вариант Бердыев оставил без изменений.

В творчество тренера волжан это событие. Бердыев, не признавая догму о неизменности победного состава, менять его готов постоянно, порой руководствуясь лишь одному ему ведомыми причинами. А тут все - как в прошлый раз, в Самаре. За исключением одной перестановки: Домингес из полунападающего (так квалифицировал его амплуа тренер "Крыльев" Гаджи Гаджиев) вчера стал наконечником атак казанской команды. Точнее, эту роль они делили с Силлой, время от времени меняясь позициями инсайда и форварда.

ДЕЖА ВЮ СИЛЛЫ

"Зенит", похоже, твердо решил: очко в Казани - результат достойный. А потому в атаку совершенно не рвался, передвигался по полю пешком, никак не желая извлекать из "колоды" главный свой козырь - скоростной режим, который в России выдерживают далеко не многие клубы. "Рубин", напротив, себе не изменял. В обороне казанцы были привычно строги, а в атаке, если уж брали инициативу в свои руки (или ноги), то стадион охал, ахал, а Чонтофальски прибавлял себе вистов в глазах всех, для кого "Зенит" больше, чем название команды.

В концовке первого тайма словак дважды выручил партнеров: сначала прервал беспримерный рейд Коновалова по тылам соперника, а вскоре эффектно выудил мяч в углу ворот. Туда его с точностью снайпера отправил, исполняя штрафной, Калисто, с досады даже хлопнувший себя по коленям: вместо гола - угловой.

А поначалу все было предельно пресно. За 25 минут игры соперники порадовали многочисленных зрителей лишь одним внятным атакующим действием. Зато каким! Салуквадзе и Домингес вывели Силлу тет-а-тет с Чонтофальски. Впрочем, как и в Самаре, где бельгиец из Гамбии загубил верный момент в концовке матча, гол не состоялся. Силла потом долго вертел головой, смотрел на бутсы, на вратаря сборной Словакии, но на табло горели нули. Дежа вю, да и только.

У бровки Петржела тем временем так эмоционально качал головой, что угодил в кадр казанских телевизионщиков, мгновенно давших картинку от бровки на громадный экран, установленный в сотне метров от входа на арену, на Ярмарочной площади. Чех, к игре полностью поменявший гардероб (строгие брюки вместо джинсов, рубашка и галстук клубных цветов, очки в тонкой оправе), так и не присел за 90 минут на лавку. Бердыев, напротив, сидел в уголочке на хозяйской скамейке, внешне никак не реагируя даже на очевидные промашки своих защитников: те едва не позволили Денисову, а потом Крижанацу пробить по цели точно и почти без помех.

НЕВЕРОЯТНАЯ РАЗВЯЗКА

Солнце, спрятавшееся за стенами Казанского кремля, болельщики, громко требовавшие от игроков увеличить темп матча, "проснувшиеся" Денисов и Радимов - вместе все это привело к тому, чего ждали трибуны: игра стала более живой и рисковой. Даже Бердыев однажды выскочил к бровке, жестами показав, как нужно играть.

Завелся и стадион, без устали пуская "волну" и ревом подбадривая соперников. Моменты, щекотавшие зрителям нервы, возникали то и дело. Скотти не хватило расчетливости при выборе позиции, чтобы пробить головой без помех и точно. Трифонов, напротив, ударил и сильно, и хитро, но мяч, отскочивший сначала от газона, а потом от груди Харчика, дослать в цель его партнеры не сумели.

А когда игра прикатилась в эндшпиль, показалось, что сил у отсидевшихся в "окопе" гостей осталось чуть больше. "Зенит" на какое-то время даже припечатал "Рубин" к воротам. Тем невероятнее оказалась развязка. Калисто сначала заставил сфолить кого-то из соперников, а затем подал мяч в штрафную так, что Чонтофальски был бессилен перед набежавшей на него красной стеной. Последним мяча коснулся Скотти, заставивший Бердыева пуститься в невероятный танец на бровке.

видео-фрагменты матча & голы