Вагон идет в суд

Вагон идет
в суд

Простои вагонов на подъездах к портам Северо-Запада превращаются в серьезную экономическую проблему.Арбитражные суды далеко не всегда решают споры в пользу железнодорожников, тогда как клиенты успешно взыскивают с Октябрьской железной дороги неустойку за несвоевременную доставку грузов.

Простои вагонов на подъездах к портам Северо-Запада превращаются в серьезную экономическую проблему.
Арбитражные суды далеко не всегда решают споры в пользу железнодорожников, тогда как клиенты успешно взыскивают с Октябрьской железной дороги неустойку за несвоевременную доставку грузов. Сумма исков к железной дороге, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, пока превышает требования, предъявленные портам. Причем железнодорожники проигрывают споры чаще всего из-за банальных нарушений в оформлении актов.

Разве это акт?

\

В частности, арбитражный суд удовлетворил уже два иска ОАО «Саяногорский алюминиевый завод» о взыскании пеней за просрочку доставки груза. Железнодорожники отказывались платить неустойку, поскольку вменяемая им задержка в доставке груза была вызвана как недельным простоем вагонов на станции Новый Порт в Морском порту Санкт-Петербурга, так и занятостью разгрузочных площадок у грузополучателя. Но доказать это юристам филиала ОАО «Российские железные дороги» не удалось. В качестве подтверждения указанных простоев в суд были предъявлены справки и акты, подписанные только работниками железной дороги. Правила составления акта требуют наличия подписи и другой стороны. Кроме того, правилами предусмотрено, что если грузоотправитель или грузополучатель откажется подписывать акт, то он может быть удостоверен проводниками, охранниками или другими лицами. Груз следовал в сопровождении охраны Министерства путей сообщения России, но отметки об отказе или уклонении этих лиц от подписания акта общей формы сделано не было. В итоге суд признал недоказанным факт простоя вагонов.

\

Бесплатная стоянка

\

Любопытно, что иски самой Октябрьской железной дороги к предприятиям, виновным в простое вагонов, отклоняются по той же причине. Например, из-за занятости подъездных путей (фронта выгрузки) на Беломорской нефтебазе поезд более чем из шестидесяти вагонов простоял почти неделю на станции Чупа (Карелия). Октябрьская железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с нефтебазы платы за пользование вагонами за 148 часов простоя.

\

Но представленные в суд акты различались по содержанию, в частности, по количеству указанных накладных. Кроме того, разные экземпляры одного и того же акта были подписаны разным составом лиц, а некоторые акты вообще не были подписаны представителями нефтебазы. Это обстоятельство суд счел основанием для отказа в иске.

\

При правильном составлении путевой документации ОАО «Российские железные дороги» удается защитить свои права. Например, в январе 2005 года суд взыскал с ЗАО «Высоцкий морской торговый порт» почти 5 млн рублей платы за пользование вагонами. В период с декабря 2002 по январь 2003 гг. Октябрьская железная дорога задержала на промежуточных станциях вагоны в составе нескольких поездов, следовавших с грузом в Высоцк, в связи с невозможностью их приема по причине занятости подъездных путей и отсутствия технической возможности накопления вагонов в порту. «Факт задержки вагонов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от порта, подтверждается актами общей формы, составленными в соответствии с требованиями правил», — заключил суд, удовлетворив иск филиала ОАО «Российские железные дороги».

\

Тупиковая ситуация

\

Вопрос взаимной ответственности портовиков и железнодорожников решается уже не первый год. Правила составления актов утверждены Министерством путей сообщения России. До административной реформы оно было фактически головной организацией железнодорожного транспорта, выполняя функции руководства в хозяйственной деятельности. Естественно, контрагенты считают, что правила написаны в угоду железнодорожникам.

\

А по мнению железнодорожников, взыскиваемые санкции покрывают лишь треть наносимых ОЖД и грузовладельцам убытков. В сложившейся в последние годы ситуации на станции Новый Порт сумма убытков отдельных грузовладельцев достигала $70 тыс. в день. Стивидоры в свою очередь предлагают внести в договор норму об ответственности железнодорожников за несвоевременную подачу вагонов на разгрузку и праве портовиков составлять акты «о неподаче вагонов». Пока ситуация не разрешена.