Идет война погонная

Идет война погонная

Что не поделили МВД и прокуратура?О ситуации, царящей в питерских правоохранительных органах, не писал разве что ленивый.

Что не поделили МВД и прокуратура?

О ситуации, царящей в питерских правоохранительных органах, не писал разве что ленивый. Жалобы в СМИ приходят самые разнообразные: горожане жалуются на милицию, на прокуратуру, милиция жалуется на якобы развязанную прокурорскими работниками «войну», прокуратура — на произвол в органах МВД. И что же происходит на самом деле? Есть ли, собственно, камень преткновения, и если есть, то кто его бросил?

Сафари по-питерски

Не так давно по городу пронесся слух: в прокуратуре города разработали особый «план» на сотрудников милиции. Так, якобы до 6 числа каждого месяца каждая районная прокуратура должна возбудить два уголовных дела в отношении сотрудников милиции, офицеров на руководящих должностях не ниже заместителя начальника отдела или РУВД. Одно из таких уголовных дел должно быть непременно с арестом. «В топку такие слухи», — подумали мы. И слух так бы и остался слухом, если бы не участившиеся появления уголовных дел в отношении офицеров.

Так, за последнее время под уголовное преследование попали начальник уголовного розыска отдела Московского РУВД Артур Устименко, начальник отдела дознания Пушкинского РУВД Игорь Шеффер, начальник 2-го отдела милиции Адмиралтейского района Алексей Кузякин. В отношении последнего история отличается особой пикантностью. Дело в том, что на этого офицера, у которого за плечами более 30 лет выслуги, ни разу никто даже не пожаловался. Однако пока нельзя утверждать, кто прав, а кто виноват. Как говорится, следствие покажет.

Впрочем, уши этих историй, на наш взгляд, торчат из приказа № 39 генерального прокурора России Владимира Устинова, который гласит о том, что ежемесячно прокуратуры должны проверять отказные материалы и по результатам проверки возбуждать уголовные дела. В случае выявления таких фактов прокуратура должна проверять, а не был ли сотрудник милиции, выносивший постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, равно как и его руководители, лично заинтересован в сокрытии преступления.

А недавно появился и вовсе любопытный документик, подписанный тем же Устиновым и главой МВД Рашидом Нургалиевым. Это приказ № 18/350 от 16 мая 2005 года. В нем говорится, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится следствием и органами дознания и в течение 24 часов представляется на утверждение руководству. После чего лично утверждается прокурором района. При этом лица, вынесшие такие решения, то есть сотрудники МВД, несут за них полную ответственность. Таким образом, автоматически предполагается их уголовное преследование.

Естественно, в этом приказе не прописано, что надобно непременно каждый месяц приносить на прокурорском блюде по две офицерские головы. Хотя известно, что некоторые недобросовестные сотрудники милиции не регистрируют преступления, дабы не ухудшать свою статистику. Может быть, петербургская погоня за нарушителями регистрационной дисциплины также основана на жажде хорошей статистики, только другой — прокурорской.

А теперь давайте представим, что подобный «план» на сотрудников милиции будет выполняться. Что же получится? А получится вот что. Петербург сегодня поделен на 15 районов. Ежемесячная жатва «укрывателей» принесет, таким образом, 30 уголовных дел. В городских РУВД чуть более 300 человек руководящего состава. Руководству прокуратуры города понадобится всего 10 месяцев, чтобы полностью лишить районные управления начальников и их заместителей. Но возникает вопрос: а кто, собственно, будет вместо них работать?

В отделе Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе считают, что предположения о «зачистке» руководящих кадров преувеличены. Так, по словам руководителя пресс-службы Александра Бородина, никакой охоты за «оборотнями в погонах» в Петербурге нет. «Борьба с уголовной преступностью среди сотрудников МВД и контроль за принятием процессуальных решений по заявлениям граждан — вот что сегодня имеет место быть», — сообщили нам.

В пресс-службе ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказались как-либо комментировать ситуацию с уголовными делами, возбужденными в отношении сотрудников милиции.

Кто бежит? Трудовые резервы!

В то время как на силовом поле разыгрывается борьба за учетно-регистрационную дисциплину, сама городская прокуратура и районные прокуратуры несут кадровые потери. Говорят, с начала года уже уволилось более 150 аттестованных сотрудников. По разным причинам своих постов лишились прокуроры практически всех районов. Прежние руководители остались только в Центральном, Петроградском районах и в Колпино.

Чуть ли не ежедневно на прокурорских работников сваливаются новые инструкции и указания. Например, следователям и помощникам прокуроров вменили в обязанность сидеть в дежурных частях отделов милиции. Своим присутствием они якобы побуждают сотрудников милиции к приему заявлений. Созданы специальные мобильные проверяющие группы, которые наведываются к следователям в удобное для себя время и устраивают многочасовые проверки. Сегодня, по словам работников районных прокуратур, их специалисты в основном заняты подсчетом статистических данных и разгребанием контрольных заданий городской прокуратуры. Заниматься расследованиями следователям стало просто некогда. Вот потому-то и начались массовые «старты». В Центральной прокуратуре, например, за очень короткий срок уволились сразу 8 аттестованных сотрудников.

И именно за счет этих уволившихся полностью укомплектован штат прокуратуры Ленинградской области. По слухам, теперь туда не пробиться даже золотым отличникам из юридических вузов и академий. Вот что нам сообщили в пресс-службе прокуратуры Ленобласти: «На протяжении последних лет к нам на работу действительно перешли многие сотрудники районных прокуратур Петербурга. На сегодняшний день штат прокуратуры Ленинградской области полностью укомплектован, недостатка в кадрах у нас нет».

Старший помощник прокурора города по связям с общественностью Елена Ордынская прокомментировала наш вопрос о текучке кадров следующим образом: «Сегодня в прокуратуре города и районных прокуратурах работает более 5 тысяч сотрудников. Те сотрудники, которые принимают решение о смене места работы, имеют на это свои личные причины».

Личные причины — это, конечно, понятно. Непонятно только, кто будет работать, если одни выйдут на старт, а другие сядут за решетку?

Кстати

По словам начальника Управления прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел Эдуарда Ольхова, в 2004 году возбуждено 41 уголовное дело в отношении сотрудников милиции, в том числе 6 — в отношении руководителей ОВД.

С начала года органами прокуратуры из ранее сокрытых выявлено и поставлено на учет 3731 преступление (в 2004 году — 2123), по результатам вынесенных представлений привлечено к дисциплинарной ответственности 230 сотрудников ОВД (за аналогичный период прошлого года —157).

Кристина Важенина

Газета Московский Комсомолец в Питере №27/51 за 06-07-2005