Станет ли ярче свет в конце тоннеля?

Станет ли ярче свет в конце тоннеля?

В ближайшее время в электричках должны появиться вандалоустойчивые светильники, а на железной дороге – новые светофоры, которые будут меньше ломаться и ярче светить, кроме того, это оборудование позволяет значительно сэкономить расходы на электроэнергию.

В ближайшее время в электричках должны появиться вандалоустойчивые светильники, а на железной дороге – новые светофоры, которые будут меньше ломаться и ярче светить, кроме того, это оборудование позволяет значительно сэкономить расходы на электроэнергию. Таков результат совместной работы Октябрьской железной дороги с петербургским предприятием ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».

Как заявил сегодня заместитель начальника ОЖД Алексей Васильев, экономическая ситуация в ОАО «РЖД» сейчас требует снижения эксплуатационных расходов, а значит, большое значение приобретает использование ресурсосберегающих технологий (сейчас эксплуатационные расходы ОЖД в год составляют около 47 миллиардов рублей, из них около 5% приходится на электроэнергию).

Октябрьская железная дорога за последние несколько лет значительно активизировала свою работу с промышленными предприятиями Петербурга. Но если учесть, что общая потребность ОЖД в промышленной продукции составляет около 10 миллиардов рублей в год, а сейчас объемы поставок петербургских предприятий – около 5 миллиардов, то перспективы для роста значительные. На 1 июня 2005-го года ОАО «РЖД» заключены договоры с 93 промышленными предприятиями Петербурга на поставку продукции на сумму 620 миллионов рублей (126% к уровню прошлого года).

Использованию энергосберегающих технологий было посвящено заседание рабочей группы по взаимодействию с ОЖД, которое прошло в ЗАО «Светлана-Оптоэлектротехника» – предприятии, входящем в холдинг «Светлана». Взаимодействие компании с железной дорогой началось еще в 1995-ом году, когда специально для Горьковской железной дороги были сделаны первые светофоры с полупроводниковыми источниками света. На Октябрьской железной дороге такие светофоры установлены на направлении Петербург-Петергоф. По словам генерального директора ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» Григория Иткинсона, пока светофоры эксплуатируются в опытном режиме. К концу этого года испытания должны закончиться, и предприятие приступит к серийному выпуску светооптических светодиодных систем. В отличие от ламп накаливания, применяемых в светофорах сейчас, новые светодиодные системы повышают безопасность движения, так как обладают большей контрастностью и высокой надежностью при эксплуатации.

Еще одно направление взаимодействия – создание новой системы светодиодного освещения для вагонов и тамбуров электропоездов. В конце прошлого года такие светильники были установлены в двух вагонах, и сейчас продолжаются их испытания. Основное достоинство этих светильников - потребление электроэнергии снижается в 4 раза. Кроме того, светильники оказались вполне вандалоустойчивыми. Но были выявлены и недостатки. По словам начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московский Дмитрия Пегова, светильники сначала не дотягивали до ГОСТов по степени освещения вагонов, а также не учитывали неоднородность напряжения в вагонах. На предприятии обещали к сентябрю доработать мощность светильников. Заодно представители железной дороги выступили с предложением к предприятию разработать новый фонарь, который должен размещаться на локомотиве и освещать ему путь. Сейчас в этом фонаре мощностью 500 Вт используется лампа накаливания, которая очень сильно нагревается, что требует установки дополнительных систем вентиляции.

Между тем на ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» в настоящее время полным ходом идет создание технологических комплексов для создания светильников нового поколения на основе полупроводников. Разработка началась в прошлом году после того, как предприятие выиграло конкурс Министерства образования и науки по разделу энергосберегающие технологии. На создание четырех технологических комплексов (для производства гетероструктур, чипов, сборки источников света и сборки светильников) будет потрачено 10 миллионов долларов, половина средств выделяется за счет министерства. Параллельно с созданием опытных технологических комплексов идет разработка производственной линии, которая позволит выпускать 500 тысяч светильников в год. На создание этой линии будет потрачено еще 10 миллионов долларов. Промышленное производство планируется начать уже в 2007-ом году, и предприятие надеется выйти на уровень продаж чипов 20,1 миллиона долларов и занять 0,5% от мирового рынка чипов, размер которого оценивается как 4,02 миллиарда долларов.

Мария Мокейчева
Фонтанка.ру