51 повод для финразведки

51 повод для финразведки

До недавнего времени, чтобы ощутить на себе взгляд "большого брата" в лице Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ), достаточно было принести в банк чемодан с 20 тысячами долларов. Последние рекомендации Центробанка дают возможность познакомиться с финразведкой еще более широ

По словам руководителя ФСФМ Виктора Зубкова, ежедневно финразведка получает порядка 12 тыс. сообщений от своих информаторов. Прогресс налицо, учитывая, что год назад называлась цифра в 7-8 тыс. сообщений в день. В общем-то, это логично, ведь перечень лиц, обязанных уведомлять ФСФМ о подозрительных сделках за год значительно расширился. Хотя по-прежнему 90% «сигналов» по-прежнему исходит от банков. Последние были и остаются наиболее добросовестными информаторами финразведки, так как в противном случае рискуют лишиться лицензии «не взирая на чины, звания и заслуги перед отечеством».

Группа риска
Основная причина увеличения числа поступающих в ФСФМ сообщений – неоднократное расширение списка подозрительных операций, подпадающих согласно закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, под обязательный контроль. На прошлой неделе Центробанк обнародовал два инструктивных письма, содержащих рекомендации по проведению этого самого контроля и в очередной раз увеличил список подозрительных операций. ЦБ насчитал и настоятельно посоветовал банкам использовать 51 признак, позволяющий причислить ту или иную операцию к числу подозрительных.
Так, например, учтены возможности, на которые неоднократно указывали оппоненты «антиотмывочного» закона. А именно, дробление крупной операции на несколько мелких, размер которых не превышает 600 тыс. руб. (нижний порог для сделок, подпадающих под обязательный контроль). Если на счет клиента банка за короткий промежуток времени (точный срок ЦБ не называет) зачислены несколько платежей по одному основанию, которые по отдельности не превышают 600 тыс. руб., но превышают в совокупности, – это служит верным признаком отмывания денег. Правда, есть оговорка: «если подобные операции не обусловлены характером деятельности организации». Аналогичное правило распространяется и на перечисление клиентом средств со своего банковского счета. Причем в обоих случаях не играет роли число контрагентов – их может быть и один, и несколько.
Под подозрение также попадают перевод денег (размер суммы не указан) со счета в одном банке на счет в другом без видимых оснований, нерегулярное снятие наличных со счета, другие операции по которому не проводятся, и т. п.
Кроме того, ЦБ указал банкам, каких клиентов следует относить к группе повышенного риска. Это турфирмы, гостиничный бизнес, антикварные магазины и т. д. Но самое интересное, что под особый контроль рекомендовано взять любую деятельность, связанную с интенсивным оборотом наличности, в том числе розничную торговлю, общепит, автозаправочный бизнес и т. п. - список без труда можно продолжить.

О чем грезит ФСФМ
Центробанк впервые прописал единые рекомендации о порядке приостановки операций. До сих пор подобные регламенты банки разрабатывали сами и согласовывали с ЦБ. С появлением новых обязательных для применения инструкций можно ожидать, что случаев приостановки счетов станет больше. Объяснение простое – банки, нередко соблюдая все формальности, не предпринимают активных действий до тех пор, пока ЦБ не даст подробных разъяснений, что и как банк должен, а что не должен, делать. Некоторым утешением служит то, что принимать решение о приостановке счета следует руководителю банка (или филиала) и только в случае, если информация по линии банка на 100% свидетельствует об отмывании денег или финансировании терроризма и требует проверки финразведкой.
Появление очередных инструкций ЦБ вполне понятно – закон работает, его необходимо уточнять, отдельные вопросы с учетом накопленного опыта требуют актуализации и т. д. С другой стороны, возникает опасение, что «нет пределов совершенству».
Кроме того, в ФСФМ недовольны своими коллегами из МВД. По 1720 переданным им в прошлом году материалов осуждены лишь шесть человек – большая часть дел рассыпается в ходе следствия. В связи с чем у финразведки появился повод заговорить о наделении ее правом самостоятельно возбуждать уголовные дела. К чему может привести такая концентрация полномочий в рамках одного ведомства, представить сложно – но можно.

Алексей Травин

источник: Предприниматель Петербурга