Сыр — спорПетербургская торговая компания намерена взыскать с французского производителя сыров 500 тысяч евро

Сыр — спорПетербургская торговая компания намерена взыскать с французского производителя сыров 500 тысяч евро

Петербургская торговая компания намерена взыскать с французского производителя сыров 500 тысяч евроВ. ВЛАДИМИРОВДилеры и дистрибьюторы есть не только у автомобильных концернов.

Петербургская торговая компания намерена взыскать с французского производителя сыров 500 тысяч евро
В. ВЛАДИМИРОВ

Дилеры и дистрибьюторы есть не только у автомобильных концернов. Большинство крупных компаний, работающих на зарубежные рынки, поставляют туда продукцию через фирмы-дистрибьюторы (по привычной нам терминологии — оптовиков), задача которых — продвижение товара на местный рынок (ведь нужно время и усилия, чтобы покупатели его оценили) и поставки в розничную сеть. Чаще всего компания-производитель и ее дистрибьютор — постоянные партнеры, связанные многолетней дружбой и взаимной выгодой. Впрочем, бывает, что производитель, дождавшись, когда дистрибьютор сделает продукт популярным и отладит связи с торговлей, отказывается от его услуг и начинает сам заниматься сбытом.

В бизнес-практике это тоже считается нормальным, но оптовику, разумеется, компенсируются его затраты, ведь создание системы сбыта — дело не простое и не дешевое. Исключения из этого правила крайне редки. И одно из них случилось в Петербурге.

\

Поставками деликатесных французских сыров от ведущего европейского производителя — компании «Лакталис» в Петербурге ведал столь же солидный дистрибьютор — фирма «Артис Дистрибьюция», которая входит в первую десятку компаний этого профиля по России, работает и с другими мирового уровня поставщиками сыров — немецкими, швейцарскими, финскими и т. д. Сотрудничество длилось семь лет, причем питерская компания, по словам ее руководителя Михаила Ляско, регулярно перевыполняла задания французов по увеличению сбыта.

\

Но 9 июля «Лакталис» в одностороннем порядке заявила о прекращении договора с «Артис», объяснив, что намерена сама заняться поставками. Вопрос о каком-либо возмещении за досрочное прекращение сотрудничества представители фирмы обсуждать отказались.

\

Нужно сказать, что «Артис» отчасти сама подставилась. Все предыдущие шесть лет в договорах (они подписывались ежегодно) были оговорены условия расторжения контракта. А в нынешнем договоре, когда его обсуждали, французская сторона как-то ушла в сторону от этого вопроса, а потом намекнула, что один раз можно обойтись и без этого пункта, не переписывать же из-за него согласованный по остальным позициям документ. В итоге решать вопрос о возмещении потерь придется в Арбитражном суде.

\

Впрочем, М. Ляско и его юристы уверены в хорошей перспективе процесса: есть обще-принятая в деловом мире практика, которая однозначно требует в таких ситуациях возмещения убытков и упущенной выгоды. Так что спор может идти только о сумме — полмиллиона евро, возможно, меньше или больше.

\

Но не меньше, чем убытки, руководителей «Артис» возмущает беспрецедентность такого шага французской фирмы. По сведениям М. Ляско, ни с одним дистрибьютором ни из одной страны «Лакталис» не поступала столь бесцеремонно. Возможно, у «культурных европейцев» под влиянием своих газет и телевидения сложилось впечатление, что Россия — страна, в которой не действуют никакие законы, ни национальные, ни международные. Правду им предстоит узнать в суде.