И снова о кадрах

И снова о кадрах

Сегодня многие специалисты отмечают падение престижа профессии строителя. С этим связывают одну из причин кадрового дефицита, которая наблюдается сегодня в отрасли.

Сегодня многие специалисты отмечают падение престижа профессии строителя. С этим связывают одну из причин кадрового дефицита, которая наблюдается сегодня в отрасли. Поможет ли массовая пропаганда достоинств одной из древнейших и благороднейших профессий решению данной проблемы или нужны более кардинальные меры? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола «Актуальные проблемы подготовки, переподготовки, обучения кадров в строительстве и пути их решения», организованного Ассоциацией «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада».

Сергей Максимов, декан факультета региональной экономики и управления Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН):
– Высшая школа переживает сейчас сложный период преобразований, в этих условиях очень важной для нас является работа по взаимодействию с работодателями. Чтобы ориентация на работодателя реально существовала, нужен постоянный диалог, необходимо свести вместе спрос и предложение. Наша задача сегодня – отработать механизмы, которые могли бы помочь скоординировать эту деятельность. С этой целью в мае 2005 года был создан Координационный совет по подготовке и переподготовке кадров строительного комплекса при вице-губернаторе Санкт-Петербурга Александре Вахмистрове. В его состав вошли представители учебных заведений, работодателей и органов государственной власти. Совет находится в начале своего становления, и сейчас необходимо сформулировать основные задачи и направления работы этой структуры.

Александр Викторов, председатель
Комитета по науке и высшей школе:
– Сегодня мы готовы направлять учебные планы по основным строительным специальностям в Ассоциацию «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» на экспертизу профессионалов строительного рынка. Думаю, что петербургские вузы, которые готовят специалистов по строительным специальностям, заинтересованы в том, чтобы их программы прошли экспертизу у специалистов. Кроме этого нужно помнить, что в структуре государственных образовательных стандартов 10–12 процентов от общего количества времени учебного процесса отводится на свободное обучение. Это порядка 700–800 часов за весь учебный период. Я считаю, что обучение в эти часы вполне можно подстраивать под требования работодателей.

Михаил Поляков, начальник отдела
учебно-производственной деятельности Комитета по образованию:
– На сегодняшний день в Петербурге в системе начального профессионального образования действует 74 учреждения, из них 24 так или иначе связаны с подготовкой специалистов для строительного комплекса. Наиболее популярными профессиями среди населения в настоящий момент являются: автослесарь, автомеханик, парикмахер, повар, кондитер, контролер банка и т.д. Менее востребованы среди петербуржцев: токарь, слесарь, электросварщик, столяр, а также маляр строительный, столяр строительный, слесарь-ремонтник и т.д. К сожалению, строительные специальности входят в список не очень престижных профессий. Из этого следует, что эту профессию надо активно рекламировать и к этому процессу обязательно подключать строительные компании, чтобы они сами рассказывали о своей профессиональной деятельности.

Михаил Викторов, генеральный
директор Ассоциации «Строительно-
промышленный комплекс Северо-Запада»:
– За последнее время Ассоциация провела ряд совещаний с руководителями высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений. Цель – налаживание контактов между учебными заведениями и работодателями. На первом этапе рабочая группа Ассоциации отобрала ряд учебных программ, затем была проведена выборочная экспертиза этих программ с участием специалистов вузов и строителей-практиков. Следующий этап – рецензирование наиболее востребованных учебных программ с целью их прямой рекомендации заказчикам. Нами обобщается опыт работы Комитета по образованию и Комитета по науке и высшей школы. Сегодня эти комитеты заинтересованы в экспертных оценках специалистов-практиков. Под наиболее интересные и востребованные программы Ассоциацией будет выпущен ряд методических учебных пособий для студентов. В плане взаимодействия с работодателями хотелось бы отметить успешный опыт учебных центров НПО «Керамика», Кnauf, Группа ЛСР.

Андрей Потехин, начальник
нормативно-технического отдела
Комитета по строительству СПб:
– Мы готовы предоставлять всю необходимую информацию, которая требуется для работы Координационного совета по подготовке и переподготовке кадров строительного комплекса. В состав этой структуры вошли специалисты и нашего Комитета. В совете собралась большая представительская группа, от решений и действий которой, я думаю, и будет во многом зависеть дальнейшая работа по кадровым проблемам в строительстве.

Алексей Попов, директор Учебного
центра подготовки специалистов
по ремонту и отделке помещений (НОУ) «СтройМастер-Класс»:
– Причина того, что сегодня очень мало желающих обучаться рабочим профессиям – это отсутствие хорошо организованной пропаганды в различных СМИ тех специальностей, которые необходимы в данный момент на рынке труда. Еще одной причиной, мешающей подготовке квалифицированных кадров, является попытка заменить конкурсы практических программ на конкурсы бумажных программ и методик. Но главная причина – в отсутствии у потребителей жестких требований к качеству строительства, ремонта или отделки, и, как следствие, отсутствии у производителей потребности в квалифицированных рабочих кадрах. При этом рабочие в большинстве отраслей зарабатывают весьма неплохо, но, несмотря на это, негативное отношение к рабочим профессиям в обществе все еще существует. Как переломить ситуацию? А сделать это можно путем проведения различных профессиональных конкурсов, открытых для широкой публики. О лучших в своей профессии не мешало бы писать в газетах и журналах.

Павел Мамлыго, руководитель учебного центра Группы ЛСР:
– Хочу особенно подчеркнуть роль руководства в образовательном процессе этого центра, потому что без инициативы сверху вопросы обучения и подготовки персонала не могут решаться. Еще одним «плюсом» считаю то, что директора предприятий Группы сами приходят читать лекции и помогают тем самым определять наиболее проблемные места в вопросах профессиональной квалификации сотрудников. За два года существования нашего центра идея обучения сотрудников собственными специалистами полностью оправдала себя.

Юрий Казаков, помощник ректора Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного
университета:
– В нашем университете действует центр повышения квалификации и предлицензионной работы. В процессе работы этого центра мы перешли от стратегии пассивного повышения квалификации к стратегии активной работы в этой сфере. Изучив потребности рынка, мы серьезно занялись вопросами подготовки рабочих. К настоящему моменту нами уже составлен бизнес-план и ведутся переговоры о реконструкции свободных площадей университета и создании центра по обучению рабочим специальностям. В этот проект необходимо инвестировать примерно 1,5 млн EURO. Начать обучение мы планируем с осени 2005 года.
Зимой прошлого года у нас открылся курс под названием «Подготовка международных экспертов-строителей со специализацией по РФ». Дело в том, что недавно в Европе был принят новый стандарт серии ISO под номером 17024. С прошлого года этот стандарт обязывает все строительные компании, работающие в ВТО, иметь в своей организации хотя бы одного специалиста, который прошел обучение по данному стандарту. Мы подготовили этот курс, и первыми его прошли вице-губернатор Александр Вахмистров, Вячеслав Заренков и другие известные фигуры на петербургском строительном рынке, которые теперь имеют сертификаты экспертов-строителей.
Кроме этого мы вложили около 1 млн EURO в развитие материальной базы университета, на эти средства были проведены капитальный ремонт и полная модернизация нашего центра повышения квалификации.

Петр Юнацкевич, проректор по научной работе «Института недвижимости»:
– Наш институт занимается исследованиями, научно-аналитическим обзором тех проблем, которые существуют сегодня в строительной отрасли. В результате этих исследований мы установили, что наиболее актуальными проблемами строительства на сегодняшний день являются: проблема повышения качества квалификации специалистов, (текучка кадров, отток специалистов в частный сектор), проблема формирования рабочих бригад, проблемное поведение бригадиров и мастеров. На наш взгляд, для решения существующих проблем необходима интеграция усилий государственных, негосударственных и профессиональных объединений в создании системы управления качества деятельности специалистов строительства. Известно, что такая система существовала в России до становления рыночных отношений, но сейчас она разрушена, и всем нам предстоит создать новую систему, которая вобрала бы в себя все преимущества предыдущей и интегрировала сложнейшие противоречия современного рынка недвижимости.

Андрей Корнеев, руководитель НОУ
«Учебный комбинат»:
– В качестве конкретной меры по решению проблемы обучения специалистов Ассоциация и Координационный совет могут оценить реальное положение дел в учебных строительных центрах: уровень материально-технической базы, подготовки персонала и т.д. По результатам этой оценки необходимо создать и ввести в практику критерии аккредитации учебных центров, чтобы определить, какие учреждения действительно способны обучать строителей, а какие просто выдают «корочки». Кто-то должен убрать с поля учебной деятельности недобросовестных участников рынка.
В своей работе мы часто сталкиваемся с непониманием руководства строительных организаций в вопросах содействия организации учебной практики. Нам приходится объяснять, что помощь в этом вопросе выгодна самим компаниям, которые уже на стадии обучения могут выбрать себе хороших специалистов из числа практикантов.
Еще одним аспектом кадровой проблемы является то, что серьезные посты в строительных компаниях зачастую занимают высококвалифицированные экономисты. Далеко не всегда эти люди обладают достаточной компетенцией в вопросах промышленной, электрической и пожарной безопасности, а это может стать причиной аварий и несчастных случаев на производстве. Координационный совет мог бы организовать специальные семинары по ответственности руководителей строительных компаний в вопросах промышленной безопасности.

Александра Тен