Бышовец начинает и проигрывает. Дебют в роли наставника «Томи» для Анатолия Федоровича вышел неудачным

Бышовец начинает и проигрывает. Дебют в роли наставника «Томи» для Анатолия Федоровича вышел неудачным

Появление в «Томи» Анатолия Бышовца накануне матча с «Зенитом» моментально превратило встречу на «Петровском» из принципиальной в сверхпринципиальную.

Появление в «Томи» Анатолия Бышовца накануне матча с «Зенитом» моментально превратило встречу на «Петровском» из принципиальной в сверхпринципиальную. Во-первых, в Питере не забыли поражение в первом круге в Сибири, а во-вторых, у Бышовца и Питера – старые счеты. Неудивительно, что страсти кипели до, во время и даже после матча.

«БЫШИТЕ, НЕ БЫШИТЕ»…

Это заголовок одной из питерских спортивных газет тех времен, когда Анатолий Бышовец возглавлял «Зенит» – с осени–зимы 96-го по лето 98-го. Вроде бы всего ничего – каких-то полтора года. С тех пор прошло еще семь лет, но своей актуальности эта игра слов для Питера не потеряла. И, кажется, не потеряет никогда. Удивительно, но здесь не только до сих пор помнят Бышовца – тренера «Зенита», но и по-прежнему готовы спорить из-за него до хрипоты. Одни с ненавистью, другие – с обожанием. И с мечтами, что когда-нибудь ОН вернется в «Зенит».

Тем более что сам Анатолий Федорович всякий раз, когда в стане сине-бело-голубых начинало попахивать смутой, очень тонко напоминал о себе, как бы невзначай появляясь на «Петровском». В последний раз – на матче с «Амкаром», когда только и разговоров ходило о том, что «Зенит» – в кризисе, а Петржела – на грани отставки. Кстати, осенью 2002-го среди кандидатов на пост главного тренера питерцев был не только Петржела, но и Бышовец…

ГУЛЯТЬ, ТАК ГУЛЯТЬ

Однако на этот раз проблему «Бышите-не бышите» пришлось решать «Томи». В том плане, что Анатолий Бышовец хоть и привез сибиряков в Питер, но в каком статусе, было не ясно вплоть до самого начала матча. Сам Анатолий Федорович вопреки обыкновению постарался спрятаться от всех, включая многочисленных питерских знакомых, и свел общение с кем бы то ни было к минимуму. Чем уже немало удивил Питер. Но Бышовец есть Бышовец. И как в старые добрые времена, он за сутки до игры повел своих футболистов на прогулку по одному из парков Петербурга.

Правда, с «Зенитом» Анатолий Федорович предпочитал гулять в Летнем саду, а с «Томью» ограничился посещением Лопухинского садика, что на берегу Малой Невки. Благо отель, в котором остановилась «Томь», метрах в трехстах. При этом игроки сибирского клуба были, похоже, немало удивлены такими методами подготовки к матчу, хотя виду старались не подавать.

Однако в этот момент ни они, ни руководство «Томи», ни «Зенит» еще не знали ответа на главный вопрос: может ли и будет ли Бышовец руководить «Томью» в матче с питерцами с тренерской скамейки? Или в соответствии с ролью тренера-консультанта займет место где-нибудь на трибуне?

РУЛИТЕ, АНАТОЛИЙ ФЕДОРОВИЧ!

Похоже, что ответа нет и у самого Бышовца, даже когда до начала остается 1 час 40 минут. Именно в этот момент автобус с «Томью» подруливает к «Петровскому». Первым из него выходит… Бышовец. Взгляд невидящий, сосредоточенный. Рука сжимает мобильный телефон. «Потоптать травку» игроки «Томи» выходят без Бышовца. До игры – 1 час. Из тоннеля, откуда игроки появляются на поле, выглядывает Василий Кульков. Он и Сергей Герасимец, игроки «Зенита» в бытность Бышовца, теперь его помощники в «Томи».

— Василий, рулить-то сегодня командой вы с Сергеем Герасимцом будете? – интересуемся у Кулькова.

— Рулит у нас Анатолий Федорович. А мы – помогаем.

— Но ведь на тренерской скамейке его, говорят, не будет?

— Это мы еще посмотрим. Вопрос, как говориться, решается, – улыбается Кульков, которому явно приятно вновь оказаться на «Петровском».

Вскоре выясняется, что Кульков нас не обманывал. И за полчаса до игры в пресс-центр стадиона приходит известие – Бышовца успели «дозаявить» и именно он, лично, будет руководить «Томью» на «Петровском». Что ж, тем интереснее…

«Я ВАС ВЫГОНЮ!»

Команды выходят на поле. Бышовец едва не сталкивается с резервным арбитром. Эпизод оказывается знаковым – пути наставника «Томи» и судейской бригады еще не раз пересекутся во время игры.

А начинается она для сибиряков – хуже не придумаешь. В центральном круге головами сталкиваются два одноклубника Рехтин и Яскович. Бышовец резво выскакивает к бровке и, увидев, что Рехтин признаков жизни не подает, тут же сигнализирует о замене. Яскович же находит в себе силы доковылять до кромки поля. Окровавленное лицо защитника «Томи» приводит Бышовца в ужас. «Где врачи?» – истошно кричит именитый наставник. «Да вон они все на поле», – машет рукой в сторону центрального круга Кульков. Через минуту Рехтина на носилках выносят с поля, и врачи прибегают колдовать уже над головой Ясковича – на поле он вскоре вернется, но с повязкой.

С другой стороны, «Томь» к этому моменту уже вполне могла вести в счете – Чонтофальски лишь ногой отбивает мяч после выхода Медведева один на один.

Однако вскоре «Зенит» быстренько прибирает преимущество – и игровое, и территориальное – к своим ногам. И Близнюку приходится вкалывать по полной. Тем более что питерцы – в боевом составе. На поле вновь Кержаков, Анюков, Аршавин. Последний – со специальной лангеткой на сломанной кисти. Номинально он – центральный полузащитник в паре с Радимовым. Но фактически – свободный художник «под нападающими». В итоге Аршавин везде – помогает Кержакову и Пошкусу то справа, то слева, то сам по центру рвется к воротам. Но и достается ему от томичей больше остальных. Тем более что «Томь» в этот вечер (а по томскому времени – ночь) – классический Бышовец в действии: предельно четкая, вязкая и даже жесткая игра от обороны.

Неудивительно, что к середине тайма страсти потихоньку накаляются. Тренер гостей кидается к кромке после каждого падения сибиряков. «Что же ты делаешь?» – кричит негодующий Бышовец, стоит Ходыреву зафиксировать вне игры у Медведева. Однако очередная встреча с запасным рефери мгновенно приводит рулевого «Томи» в чувство – снова улыбка, похлопывание по плечу… «Ты его еще поцелуй!» – веселятся болельщики на трибуне.

А вскоре на «Петровском» уже настоящий праздник – Спивак, взяв игру на себя, забивает чудо-гол.

Петржела, который еще секунду назад морщился, глядя на поле, теперь лихо отплясывает у кромки. Бышовцу же остается лишь задумчиво тереть подбородок.

А под занавес тайма Ходырев, уставший от постоянных апелляций Бышовца, решительно направляется поучить именитого тренера уму-разуму. «Если вы не перестанете мне мешать, то я вас удалю», – пугает арбитр Бышовца. Наставник «Томи» пытается что-то возразить, но арбитр уже печатает шаги в сторону поля и через пару минут свистит на перерыв.

«ПАШИНГ» В УМЕ

Однако и после перерыва тренерская скамейка «Томи» продолжает ходить ходуном. Бышовец, не вняв угрозе Ходырева, снова и снова бурно протестует против действий рефери. Не отстают от него и его помощники. Даже Герасимец, само спокойствие в первом тайме, уже не сдерживается и рычит на судью после каждого решения в пользу «Зенита».

А на поле в это время – скорее паритет, нежели явное преимущество «Зенита». Похоже, что питерцы не слишком спешат форсировать события, собираясь добыть победу малой кровью. Отчасти подтвердит это после игры и Петржела – ведь уже в четверг его команду ждет в Австрии «Пашинг» в рамках Кубка УЕФА.

А пока за 15 минут до конца игры с «Томью» праздник едва не приходит на улицу сибиряков. Борзенков так бьет с острого угла, что Бышовец уже готов победно вскинуть кулаки. Но в итоге приходится искать сочувствия у Кулькова: «Как же он умудрился не забить?»

К слову «Томь» все же забивает, но Ходырев фиксирует офсайд. В последние 15 минут «Зениту» приходится не сладко, хотя Кержаков и Анюков и сами могут забить. Но к правой стойке ворот Близнюка словно антимагнит привязан – мяч все время проходит в сантиметрах от штанги с внешней стороны.

Ходырев вскидывает руки вверх – Петржела все же вырвал три очка у Бышовца. Вот только по лицам тренеров трудно определить, кто сегодня выиграл, а кто проиграл. Посреди радостной кутерьмы на зенитовской скамейке Петржела мрачно сверлит глазами газон «Петровского». «А вы видели, как грубо играли эти? (игроки «Томи». – Прим. ред.)», – бросает Петржела, и все становится ясно. Бышовец, наоборот, бодр и весел, лишь воспоминание об упущенных моментах заставляет его недовольно морщиться.

Что, впрочем, не мешает ему на глазах у болельщиков и журналистов протянуть руку Петржеле и выдохнуть: «Поздравляю!» А потом пару минут спустя на пресс-конференции говорить о том, что его команда упустила победу…

Бышовец есть Бышовец!