Под серым и грустным небомПетербургские адреса художника Мстислава Добужинского

Под серым
и грустным небомПетербургские адреса художника Мстислава Добужинского

Петербургские адреса художника Мстислава ДобужинскогоВиктор АНТОНОВМногие горожане знают последнюю квартиру Александра Блока — там теперь его музей.

Петербургские адреса художника Мстислава Добужинского
Виктор АНТОНОВ

Многие горожане знают последнюю квартиру Александра Блока — там теперь его музей. Но мало кому известно,что в течение нескольких лет соседом поэта был Мстислав Валерианович Добужинский, талантливый художник, график и сценограф Серебряного века.

Хотя Добужинский родился в Новгороде, он с младенчества до 11 лет жил с отцом в столице «в большой казенной квартире, на Выборгской стороне, в доме Михайловского артиллерийского училища», откуда ходил учиться в Рисовальную школу. Затем настала разлука с Петербургом, и только в 1895 году юноша вернулся в него, чтобы поступить в Университет. Поселился он «на углу Среднего проспекта и Тучковой набережной, в огромном ампирном розовом доме», наполненном студентами.

\

Через два года Добужинский, начавший сотрудничать в юмористических журналах, снял комнату на Загородном пр., 4. Художник писал: «Комната моя своей уютностью располагает к домоседству, и вечера я провожу большей частию дома». В этот период он познакомился с молодой пианисткой Елизаветой Осиповной Волькенштейн и в 1899 году против воли своих родителей обвенчался с нею в Преображенском соборе и вскоре уехал за границу, чтобы продолжить обучение.

\

По возвращении Добужинский поступил на службу в Министерство путей сообщения. С женой и маленькой дочкой Верой он поселился поблизости от места работы в 7-й роте Измайловского полка (ныне 7-я Красноармейская ул.), дом № 16, кв. 4, где родились двое его сыновей — Ростислав и Всеволод. В эти годы художник стал членом «Мира искусства» и сблизился с Александром Бенуа, которого именовал «моим художественным университетом». Добужинский преподает в Художественной школе Е. Н. Званцевой, посещает Башню Вячеслава Иванова, знакомится с Блоком, работает для театра, иллюстрирует книги...

\

Как и его коллеги по «Миру искусства», Добужинский любил изображать Петербург. По его словам, «в этом в высшей степени строгом и серьезном городе, под этим серым и грустным небом, может и должно рождаться и совершаться нечто очень значительное». Многие его зарисовки и акварели насыщены острым ощущением трагической красоты петербургских зданий, улиц, дворов, увиденных в самых неожиданных ракурсах и состояниях.

\

С августа 1909-го по весну 1916 года, т. е. в период расцвета своего творчества, Добужинский с семьей жил в Малой Коломне близ Пряжки по адресу: Дровяной пер., дом № 4, кв. 10, на пятом этаже нового дома, выстроенного в стиле модерн архитектором К. И. Розенштейном. Внешне его фасад мало изменился — облицовочный кирпич и отделка «под шубу», два полукруглых эркера. В поместительной квартире были созданы «Автопортрет. У книжной полки», карандашные портреты детей и жены, эскизы декораций. Есть снимки художника в квартире, работы, вдохновленные окрестными видами. В гости сюда приходили А. Н. Бенуа и К. А. Сомов, близкие соседи, Н. Е. Лансере и М. К. Чюрленис. Хотя Блок жил в двух шагах, Добужинский общался с ним редко. Впрочем, портрет поэта он все-таки нарисовал.

\

Каждое лето художник ездил в Европу (зарабатывал он хорошо), не забывая, однако, Москву и рус-скую провинцию с ее патриархальным бытом, поэзию которого он умел хорошо передать. Первая мировая война все изменила. Вместо Европы — поездки на фронт, военные зарисовки, работа в Красном Кресте. Добужинские перебираются в новопостроенный дом № 20 по 11-й линии, кв. 11, где их настигла революция и разруха.

\

Несмотря на трудности, художник не эмигрирует и находит применение своему таланту: профессорствует, иллюстрирует книги, оформляет советские праздники. «Как-никак, а мы живем в Петербурге сносно...» Впрочем, в апреле 1923 года Добужинский эмигрирует и навсегда оставляет свою «обетованную землю» — любимый Петербург.