Куда исчезают магазины с Невского?

Куда исчезают магазины с Невского?

«Закрыто на ремонт», «Закрыто по техническим причинам». Такие таблички уже довольно долго красуются на дверях сразу нескольких магазинов и кафе на Невском проспекте.

«Закрыто на ремонт», «Закрыто по техническим причинам». Такие таблички уже довольно долго красуются на дверях сразу нескольких магазинов и кафе на Невском проспекте.

Кроме упомянутых объявлений, закрытые предприятия объединены еще несколькими признаками: приватизацией трудовым коллективом в начале 90-х, благополучно пережитой постперестроечной «перестрелкой» и самое главное - владением недвижимостью в наипрестижнейшем месте города. Что означает такая согласованность в проведении ремонтных работ? Это - плановая процедура, затеянная разными хозяевами одновременно? Вероятно, мы бы так и подумали, не закройся в конце мая очередной магазин при весьма странных обстоятельствах.

Теперь мы можем с достаточной долей уверенности сказать: в Петербурге идет новый виток передела собственности. До гениальности простой и настолько наглый, настолько виртуозный, что «авторитетные предприниматели» образца 90-х должны снять шляпу пред достойными учениками и преемниками! Но главное: ни одна из гениальных схем не могла быть реализована без существенной - и, вероятно, небезвозмездной -
помощи покровителей в погонах.

Были до недавнего времени на Невском проспекте «ископаемые» магазины, сохранившие название, ассортимент, облик и даже вывеску едва ли не с 70-х годов. Ленинградцы хорошо помнят рыбные на углу Невского и Рубинштейна и в «Доме Мертенса», «Ткани» напротив «Гостинки» и еще несколько патриархальных местечек, не вполне вписывающихся в агрессивный контекст Невского проспекта. Долгое время основными владельцами предприятий, приватизированных в начале-середине 90-х трудовыми коллективами, оставались их бывшие директора. Главное, что в итоге приватизации эти ООО и ЗАО получили в собственность свои помещения и почему-то не утратили их до недавнего времени. Видимо, кое у кого руки до них не доходили.

Теперь вот дошли. Больше года загадочные личности заключают загадочные сделки с недвижимостью на Невском. Хозяева с удивлением узнают, что, оказывается, продали или даже подарили свою собственность совершенно незнакомым людям. Новейшие схемы не предполагают стрельбы и кровопролития. Только бумажки, печати да подписи. Все элегантно. Но непременным условием такой элегантности является эффективное участие в схемах сотрудников правоохранительных и регистрирующих органов.

Каждая дверь на Невском с уведомлением о «технических причинах» заслуживает внимания. Как, например, перестало существовать кафе «У Казанского». Или, допустим, бывший «Дом обуви», или магазин «Фарфор, хрусталь»? Однако наиболее показательной представляется нам история знаменитого магазина «Ткани». Тем более что пока это - единственное известное нам уголовное дело, где владелец фигурирует в качестве потерпевшего и где участие правоохранительных органов дает ему шанс на возврат предприятия. Кроме того, история «Тканей» может служить ключом к пониманию: кто, как, с чьей помощью, какими методами получает контроль над лакомой и чужой собственностью.
Из всех старых торговых точек на Невском «Ткани» оставались самыми «советскими». Стены обшиты фанеркой образца 70-х, на них - объявления, выполненные фломастером от руки. Одним объяснением столь избыточного консерватизма было отсутствие оборотных денег, другим - нежелание вкладывать их в развитие городской собственности. Потому что еще год с небольшим назад помещение принадлежало городу, и только прошлым летом Арбитражный суд обязал КУГИ продать его фирме-арендатору. Но на выкуп недвижимости тоже требовались деньги, а денег не было. Поэтому Борис Бардин, основной собственник и директор магазина, решился на продажу части предприятия. Покупателем 20-процентной доли общества стала фирма, название которой мы не разглашаем в интересах следствия. Называя сумму сделки, Бардин указывает на сотни тысяч долларов.

Направление деятельности фирмы-покупателя нам неизвестно, однако можно предположить, что торговать тканями никто не планировал. Годовой доход магазина, как рассказывают его бывшие сотрудники, отнюдь не велик, так что покупателям пришлось бы с десяток лет оправдывать вложенные средства. Что ж тогда, если не магазин, торгующий тканями, они стремились приобрести?

Оформив сделку, Борис Бардин, исполненный доверия к новым партнерам, передал им подлинники всех учредительных документов, право распоряжаться ими, регистрировать в налоговой инспекции, подавать запросы, получать справки, оплачивать все расходы за счет общества... Покупатели, со своей стороны, пообещали документально оформить собственность ООО «Магазин «Ткани» на выкупленное помещение. Все права Бардин делегировал некой даме, с которой до тех пор, как он утверждает, знаком не был. 14 июля прошлого года на ее имя была выписана доверенность. По всей видимости, за доступ к стопке упомянутых документов - позже это поймет и сам Бардин - покупатели и платили. Учитывая, что глаз был положен на помещение стоимостью в несколько миллионов долларов, затраты более чем оправданные.

К декабрю 2004-го, то есть по прошествии полугода, директор и основной владелец магазина (так, по крайней мере, думал он сам) так и не увидел, по его собственным словам, ни отданных покупателям учредительных документов, ни свидетельства о регистрации права собственности на помещение.

Но те, кто некогда купил лишь пятую часть «Тканей», неожиданно стали владельцами 84 процентов участия в обществе. Договор подписан Бардиным якобы собственноручно. Сам бывший гендиректор утверждает, что отродясь подобного документа не видел. Экспертиза признала автограф подлинным. Интересная деталь: последняя страница договора содержит всего несколько строк - реквизиты продавца и подписи с печатями. Она с равным успехом могла бы прилагаться к тексту о продаже любого количества долей. Бардин утверждает, что подписывался только под 20-процентной. Но лишился в итоге всего.

А в ноябре-декабре прошлого года в магазине вспыхнул новый конфликт, дело даже дошло до силовой акции. Бывших покупателей оттеснили другие любители Невского проспекта, так и не дав насладиться собственностью.

Едва господа из «компании N 1» занесли зубы над облюбованной недвижимостью, магазин увели у них из-под носа другие господа. Причем первые платили деньги и терпели полгода, а вторые выбрали несравнимо более короткий и эффективный путь.

В начале декабря прошлого года некто Аветисян, назвавший себя представителем фирмы-покупателя доли в ООО «Магазин «Ткани», обратился в Оперативно-розыскное бюро по экономическим и налоговым преступлениям ГУ МВД по Северо-Западу. К слову сказать, в этой структуре даже нет такого места, куда подают заявления, то есть можно предположить, что запросто туда потерпевшие не ходят.

В своем заявлении Аветисян сообщал о мошеннических действиях Бориса Бардина, якобы совершившего двойные продажи долей, и указывал еще на обманщика Дурмишхана Джулакидзе. Оперативник по фамилии Носов, рассказывает Бардин, позвонил ему вечером 2 декабря и пригласил в ОРБ для беседы по поводу заявления. Встречу назначил на 3 декабря, на 15 часов.

На улице Чайковского, в кабинете у оперативника Носова, Борис Бардин провел несколько увлекательных часов. Носов называл фамилии Аветисяна и Джулакидзе, которые директор «Тканей» слышал впервые, а потом показывал документы, подписанные будто бы Бардиным. Тот, если верить бумагам, не только продавал, но и, представьте, дарил свое предприятие направо и налево!

Бардин «своих» подписей не признал. Носов предложил ему доказать, что автографы на договорах купли-продажи и дарения - поддельные. Он протянул чистый лист, и Бардин, по его собственным словам, послушно расписался в указанном месте. На чистом листе. Носов посмотрел, посоглашался: непохоже. Куда делся чистый лист с образцом подлинной подписи - неизвестно. Больше Носов, который, по словам Бардина, в течение часа его успокаивал, обещая разобраться, никогда директора «Тканей» не приглашал. Вероятно, отпала надобность.

В результате встречи с оперативником Бардин узнал, что он и его партнеры, оказывается, распродали и раздарили магазин. Вернувшись, он убедился в этом воочию: там уже орудовали «новые хозяева», которые не дали войти внутрь не только директору, но и вызванной им милиции. При этом «охранники» через закрытую дверь кричали: «Нельзя! Работает ОРБ!».

Похоже, директора просто вывели из игры на время, чтобы не путался под ногами. Как раз в то время, когда Бардин раздавал автографы в ОРБ, магазин фактически был захвачен. Туда пришли люди в штатском в сопровождении охранной структуры и назвались новыми владельцами. «Покупателей N 1», примчавшихся к месту событий, «новые владельцы» внутрь тоже не пустили.

В итоге магазин прекратил работу, потом исчезли товары на миллионы рублей, а через несколько дней помещение было продано тем, кому, видимо, изначально отводилась роль «добросовестных покупателей».

Как удалось оперативникам опросить не только Бардина, но еще и граждан Аветисяна и Джулакидзе - секрет их профессионального мастерства. Первый не откликается ни по одному известному адресу (кстати, в одной из квартир вместе с Аветисяном были прописаны еще 433 гражданина и гражданки), а место жительства второго озадачивает не меньше, чем тбилисские координаты его упомянутых выше земляков. Если верить паспорту, то прописан Дурмишхан Джулакидзе в Петербурге, на Индустриальном проспекте, в доме 8. Которого на Индустриальном проспекте не существует. И эта компания фантомов, заметьте, совершает действия, юридически оформленные и зарегистрированные в серьезных инстанциях, например - в налоговой инспекции.

Согласитесь: сами по себе граждане с малопонятными паспортными данными никогда не смогли бы получить контроль над суперпривлекательными объектами недвижимости в самом центре Невского. Видимо, их кто-то наставлял, делился опытом, говорил нужное слово в нужном месте...

Нам известны имена людей, стоящих за всеми перипетиями так называемых «сделок». Однако публиковать их мы пока не станем. Если же что-то из рассказанного нами стало новостью для сотрудников правоохранительных органов, мы готовы предоставить им все имеющиеся у нас документы.

Но как бы ни сложилась судьба «Тканей», «Даров моря» и других похожих предприятий, на свою беду владеющих дорогостоящей недвижимостью, страшна тенденция. Ведь ни один из описанных нами шагов не был возможен без поддержки правоохранителей на самых разных уровнях и помощи всевозможных регистраторов.

Сегодня таким нехитрым способом отнимают, например, коммерческую недвижимость в центре города. Завтра по такой же схеме вы лишитесь квартиры. И у нас, увы, нет оснований для надежды, что послезавтра некоторые правоохранители и регистраторы, склонные помогать и поддерживать, исчезнут, что захваты чужой собственности прекратятся или будут хотя бы затруднены. Так что продолжение следует...

Ирина Тумакова,
Полный текст статьи можно прочитать в газете «Ваш Тайный советник». Ее новый номер вышел в свет в понедельник, 15 августа.