Крупнейший передел судостроительного рынка
Владимир НОВИКОВ
Группа компаний «ИСТ» продала контрольный пакет акций Балтийского завода «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК). Эта пока еще малоизвестная в Петербурге структура управляет промышленными активами Международного промышленного банка. Несмотря на некоторые чисто российские особенности этой сделки, в перспективе она пойдет на пользу Петербургу и всей судостроительной отрасли.
Сначала об особенностях. Главная в том, что одно из самых крупных и современных судостроительных предприятий страны, каким является Балтийский завод, продано менее чем за 100 миллионов
\
долларов. Это цена какого-нибудь бизнес-центра или гипермаркета. При том что завод выполняет в год работы более чем на 300 миллионов долларов и имеет портфель заказов на 700 миллионов. И даже его земля — 100 гектаров — стоит больше ста миллионов долларов. И все же «ИСТ» вынужден был согласиться на эти условия. Отчасти, наверное, потому, что ОПК имеет мощнейший административный ресурс в федеральном правительстве. Но главное: «истовцы» не смогли выполнить свой же план — создать на базе Балтийского завода современный судостроительный холдинг, в который вошли бы «Северная верфь» и ряд петербургских предприятий, работающих на судостроительную отрасль. Силы «ИСТ» были измотаны в затяжных «корабельных войнах», о которых много раз писали все городские газеты.
\
Между тем «Северная верфь», за которую, собственно, и шла война, приняла в состав акционеров Межпромбанк. Потом банк взял контрольный пакет верфи. После чего покупка Балтийского завода была только вопросом времени. Потому что объединение двух этих предприятий не только с точки зрения бизнеса, но и технологически необходимо. Ни одному из них самостоятельно не построить современную верфь, которая могла бы на равных конкурировать с зарубежными предприятиями. Если на рынке военного судостроения перспектива еще была в силу развитости нашего военно-промышленного комплекса, то в сфере производства гражданских судов Балтийский завод выполнял роль заготовительного производства для зарубежных корабелов, а «Северная верфь» вообще не имела шансов.
\
ОПК пока не объявила о своих планах, но очевидно, что, если она намерена серьезно вести бизнес, без модернизации не обойтись. И с этой точки зрения сверхскромная цена, уплаченная за Балтийский завод, представляется вполне оправданной.
\
Опасения, что это предприятие куплено со спекулятивными целями, например ради его земельного участка, представляются маловероятными. Приход действительно большого капитала в промышленность — объективный процесс. Сырьевые отрасли при всей своей прибыльности перспективы не имеют, все развитые страны зарабатывают на производстве наукоемкой продукции. А судостроение — наиболее «продвинутая» в этом смысле отрасль, ее легче других вывести (при соответствующих затратах) на мировой уровень. Так что рождение «судостроительной олигархии» (объединенные «Северная верфь» и Балтийский завод становятся крупнейшим судостроительным предприятием страны) было неизбежным.