Мусорный завал

Мусорный завал

ждет Ленинградскую область в следующем году Грядущая реформа местного самоуправления уже неоднократно подвергалась критике областных чиновников.

ждет Ленинградскую область в следующем году

Грядущая реформа местного самоуправления уже неоднократно подвергалась критике областных чиновников. Из-за несовершенства соответствующего закона процесс передачи власти и, самое главное, имущественных функций может привести к множеству проблем. Что и неудивительно, ведь процедура «переходного периода» в законе вообще не прописана. Это может привести к самому настоящему вакууму власти в Ленобласти на неопределенный срок.
В итоге существующие сегодня в регионе проблемы не просто не будут решаться, но, напротив, еще более обострятся. Одна из них – проблема хранения и утилизации бытовых отходов.

С 1 января 2006 года эта сфера целиком переходит в ведение муниципальных образований. При этом ни о каком хранении бытовых отходов речи больше не идет. Муниципалы будут обязаны озаботиться исключительно утилизацией или переработкой мусора. Председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленобласти Михаил Дедов с оптимизмом воспринимает этот факт. Он считает, что в результате такого подхода будет радикально уменьшено количество отходов, хранящихся сегодня на полигонах. Кроме того, в результате переработки мусора станет возможным повторное использование на предприятиях областной промышленности ценных материалов вроде металла и пластика. Короче говоря, отходы можно будет обратить в доходы. Но возникает вопрос: а каким образом муниципалы будут осуществлять переработку мусора? Ведь в области до сих пор нет ни одного мусороперерабатывающего завода.

ПолигоннаЯ гонка
Вообще резкий поворот областных властей от тактики складирования отходов на полигонах к их немедленной утилизации весьма примечателен. До сих пор речи об этом не шло. Более того, местные чиновники проводили линию на создание новых полигонов. Что и понятно: ведь для строительства мусороперерабатывающего завода нужно найти инвестора, а с этим до сих пор наблюдались большие проблемы. С полигонами же дело обстоит намного проще: выделил под него участок – и сыпь на здоровье.
То, что областные власти изначально придерживались «полигонного» курса, доказывает факт существования Программы строительства новых полигонов твердых бытовых отходов, рассчитанной на 2004-2006 годы. Под нее предусмотрено освоить более 103 млн бюджетных рублей. Потребность в строительстве новых полигонов в области обусловлена все увеличивающимися объемами отходов при практически полной загрузке существующих полигонов. В итоге на сегодняшний день лишь в двух районах области – Лужском и Сланцевском – мощности полигонов хватает для дальнейшего вывоза на них мусора.
При этом проблема заключается не только в нехватке мощностей. Большинство полигонов попросту не соответствуют существующим нормативам. На них не обеспечен отвод дренажных вод и отсутствуют необходимые системы контроля. Как следствие, такие полигоны превращаются в очаги экологического загрязнения прилегающих территорий. Через подземные воды заражению подвергаются близлежащие населенные пункты и земли сельхозпредприятий.
Неменьшую угрозу для здоровья областных жителей представляют и так называемые несанкционированные свалки. Причем основными их создателями являются предприятия с городской пропиской. В ходе периодически проводимых рейдов ГИБДД выяснилось, что до 50 процентов всех мусоровозов, следующих из города, не имеют в своих путевых листах записи о месте назначения (т.е. о конкретном полигоне). Проще говоря, они везут мусор «в лес». А таких «лесных» свалок, по официальным данным, в области обнаружено около трехсот. На них размещается около 1 млн куб. метров мусора, что равняется среднему количеству мусора, образующемуся в области за 2,5 года (400 куб. метров в год).
Не удивительно, что областные чиновники крайне критично относились к предложениям петербургских властей о размещении части городского мусора на территории Ленобласти. Тем более что «производительность» города в этом отношении весьма велика и составляет порядка 2 млн тонн отходов в год. Из них 1,5 млн тонн и так традиционно вывозятся на областные полигоны.

Мгинский дебют
Впрочем, около года назад в позиции областных властей произошел перелом. Стало ясно, что строительством новых полигонов проблемы не решить. И хотя соответствующую программу никто не отменял, было решено более активно зондировать почву под привлечение инвесторов для строительства в области мусороперерабатывающих заводов. Причем далеко в их поисках решили не ходить, а воспользоваться кризисной ситуацией с отходами в Петербурге. «Мы готовы сотрудничать с городом в этом направлении. Мы можем выделить городу необходимые участки. Но хотелось бы видеть на них не полигоны, а мусороперерабатывающие заводы», – говорит первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленобласти Борис Прохоров.
В итоге, похоже, будет принят компромиссный вариант. В конце июля стало известно, что петербургские компании «ГСК» и «НПБО-2» подали заявки на участие в конкурсе по строительству в поселке Мга полигона для «городских» отходов и мусороперерабатывающего завода. Участки для этого строительства будут выделены городу бесплатно. Соответствующее решение было принято на совместном заседании городского и областного правительств, состоявшемся весной этого года. Что касается сроков, то они пока не оглашаются. Между тем область добилась того, чего хотела: подо Мгой появится мусороперерабатывающий завод.

На пороге кризиса
Между тем это не решит проблемы в целом. Поэтому областные власти приняли решение срочно разработать стратегический план обращения с отходами. Под это запланировано выделить из бюджета более 8 млн рублей. Стратегический план будет разрабатываться совместно с датским агентством охраны окружающей среды, которое, со своей стороны, выделяет 8 млн датских крон. По мнению датских специалистов, решение проблемы отходов на территории Ленобласти может идти двумя путями. В первом случае осуществляется тотальный сбор и сбыт всего вторсырья. Второй вариант завязан на строительство сети мощных мусороперерабатывающих заводов. В качестве эксперимента планируется организовать в Гатчинском районе так называемый селективный сбор отходов с тем, чтобы на практике исследовать возможности повторного их запуска в промышленный оборот. И, хотя второй вариант представляется более основательным и снимающим все проблемы, специалисты констатируют, что на сегодняшний день нет никаких реальных перспектив найти необходимого инвестора для его реализации.
Таким образом, «мусорная» проблема в Ленобласти остается нерешенной. И никакой альтернативы экстенсивному пути в виде создания новых полигонов на сегодня нет. В этой связи абсолютно не ясно, каким образом муниципальные образования будут утилизировать все отходы, принятые ими «на баланс». Все разговоры о возвращении отходов в промышленный оборот не имеют под собой веских оснований в условиях, когда централизованная система обращения с отходами распадается на десятки никак не связанных между собой элементов. Тем более что с начала следующего года у муниципалов будет хватать других, куда более важных, проблем, большинство которых они, скорее всего, окажутся не в состоянии решить самостоятельно. Так что все инициативы областных властей в деле решения «мусорного» вопроса, выдвинутые в последние годы, могут попросту пойти насмарку.

Игорь ЧЕРЕВКО