Заигрались

Заигрались

почему нашим футболистам не может помочь ни один тренер? Сборная России по футболу потеряла два очка в Риге, где на прошлой неделе проводила очередной отборочный матч чемпионата мира.

почему нашим футболистам не может помочь ни один тренер?

Сборная России по футболу потеряла два очка в Риге, где на прошлой неделе проводила очередной отборочный матч чемпионата мира. В национальную команду вновь полетели критические стрелы. Только стрелы эти старые, и летят они большей частью мимо.

При назначении Юрия Семина на пост главного тренера сборной России многим казалось, что этот специалист -- как раз то, чего не хватало нашей хорошей, в общем-то, команде для яркой искрометной игры и восхождения к вершинам мирового футбола. Увы...

Впрочем, заблуждение, согласно которому новый тренер -- это новая игра и новые результаты, не единственное из тех, что окутали российскую сборную за последние годы.

Из звонкого хора оценок и комментариев, прозвучавших после матча в столице Латвии, стоит выделить голоса двух президентов РФС -- нынешнего и бывшего.

Нынешний, Виталий Мутко, поделился ощущением, что будь на месте нашей сборной один из ведущих российских клубов -- "Локомотив", ЦСКА или "Зенит", -- латвийцам было бы не устоять.

Бывший, Вячеслав Колосков, не без удовольствия повторил то, что говорил, когда был еще не бывшим, а действующим: "Эта сборная заиграет. Но только в 2008 году".

Что касается ощущений Мутко, то в самом деле: нечто подобное возникает всякий раз, когда собранные вместе лучшие футболисты России не могут справиться с резервистами команд премьер-лиги. Вот только как быть с македонскими "Работничками", которые рассмешили футбольную Россию одним своим названием, или венским "Рапидом", лучший бомбардир которого Кинцл не смог закрепиться в основе "Зенита"? Напомню, что и в Македонии, и в Австрии упомянутый "Локомотив" сыграл с тем же счетом, что и Россия в Латвии -- 1:1.

А куда девать "Суперфунд", с которым второй год подряд мучается "Зенит"? Правда, и "Работнички" в этом сезоне, и "Суперфунд" в прошлом получили в России по 0:2. Но ведь и российская сборная обыграла латвийскую на "Петровском" с тем же счетом. Так что клубы наши (кстати, со всеми своими легионерами) и сборная -- друг другу под стать. И до твердого европейского уровня наш футбол пока просто не дотягивает.

Что же касается стратегического оптимизма Колоскова, то он, судя по всему, основан на юности ведущих футболистов российской сборной -- ребят, рожденных в начале 1980-х, которые к чемпионату Европы-2008 должны подойти в самом соку.

Вроде бы Колосков прав -- но вернемся лет на пять-шесть назад. Тогда на авансцену вышли молодые футболисты 1975 -- 1976 годов рождения -- им было столько же, сколько сейчас Аршавину и Кержакову, и будущее казалось светлым. Но где теперь Титов и Панов, Варламов и Соломатин, Игонин и Радимов? Во всяком случае, не в сборной. Не стали сильнее ни Семак, ни Хохлов, ни Сенников, ни Евсеев. Из футболистов этого поколения с тех пор существенно прибавил разве что Смертин.

Впрочем, быть может, упоминая 2008 год, г-н Клосков имел в виду вовсе не чемпионат Европы, а выборы президента?

К слову о президентах -- не РФС, а настоящих.

Вообще-то, матч Латвия -- Россия завершился вничью, которая, если взглянуть на турнирную таблицу, была не нужна ни тем, ни другим. Однако после игры президент Латвии г-жа Вайра Вике-Фрейберга пожаловала в раздевалку и поздравила своих, большей частью русскоязычных соотечественников, с победой.

Долгие годы мы твердили, что, пока власть не повернется лицом к национальной сборной, побед не будет. Но вот власть вроде бы повернулась. Может быть, пока еще не до конца? И футболисты ждут, что к ним в раздевалку перед и после матча будет заходить президент страны.

А что еще прикажете делать, чтобы наши наконец заиграли?

И жвачки теперь при исполнении национального гимна российские футболисты не жуют (некоторые даже рот открывают), и Булыкина в сборной нет (а напротив -- играем мы теперь в два нападающих), и улыбаться на тренировках Аршавину теперь не запрещают, и Евсееву в камеру по матушке ругаться разрешили (а заодно, видимо, и молодым прямо на поле подзатыльники отвешивать). Да и вообще, чего только не делали!

За последние годы в сборной перепробовали все -- и так садились, и этак. Участники крыловского квартета хотя бы играть не умели. А эти вроде как умеют -- а все без толку.

Не в этой ли охоте к перемене мест, можно сказать, в жажде перемен, кроется еще одно заблуждение?

Вот взяли у нас за правило менять тренеров не по окончании отборочного цикла, а где-то посредине. Ловко, надо сказать, придумали: предшественник уже не у дел, а преемник вроде как не при делах: какой с него спрос?

Что ж теперь делать? Вернуть Ярцева -- чтобы тот довел начатое до конца? Так ведь теперь и он скажет, что ничья в Риге -- не его рук дело.

Приходит новый тренер в сборную -- блеснет короткая вспышка. А потом начинаются поражения и деградация личности.

Посмотрите, что стало с Романцевым. Бышовец после сборной несколько лет не мог вернуться в большой футбол. О чудовищном преображении Ярцева до в Ярцева после и говорить нечего. Вот и в интонациях добродушного доселе Палыча после матча в Латвии зазвучали знакомые нотки -- растерянности и раздражения.

Человека назначают, чтобы он облагородил сборную, а получается, что сборная портит человека. Так, того и гляди, -- потеряем всех лучших специалистов.

Тут остается два выхода.

Первый. Менять тренеров после каждого матча: встряхнул команду, выиграл одну игру -- в отставку.

Второй. Губить посредством нашей сборной тренеров-иностранцев. Их хотя бы не так жалко.