Сотовые операторы зарабатывают на роуминге

Сотовые операторы зарабатывают на роуминге

98,5% абонентов сотовой связи берут с собой в заграничные поездки свои мобильные телефоны. Такие результаты показал интернет-опрос, результаты которого недавно опубликовало информационно-аналитическое агентство «Сотовик».

98,5% абонентов сотовой связи берут с собой в заграничные поездки свои мобильные телефоны. Такие результаты показал интернет-опрос, результаты которого недавно опубликовало информационно-аналитическое агентство «Сотовик». В исследовании приняли участие более 750 человек. По данным «Сотовика», в сезон отпусков за счет роуминга операторы сотовой связи поднимают свою прибыль на 10-15%.

Как сообщила корреспонденту «Фонтанки» пресс-секретарь «МегаФон Северо-Запад» Маргарита Горбачева, по итогам лета в заграницу отправилось около 30% абонентов этой компании. При этом каждый из них за время поездки потратил сумму, сопоставимую с месячными затратами на мобильную связь. В то же время результаты опроса «Сотовика» свидетельствуют, что абоненты не готовы платить за дальнюю связь крупные суммы. 27% хотели бы уложиться в 1000 рублей, 23% готовы потратить и того меньше – не более 500 рублей.

Как отметил пресс-секретарь компании «МТС» Павел Нефедов в беседе с корреспондентом «Фонтанки», в формировании роуминговых тарифов российские сотовые операторы, в первую очередь, зависят от своих заграничных партнеров. Между тем, этим летом Европейская комиссия опубликовала пресс-релиз, который утверждал, что цены на роуминг в Европе завышены, а тарифная политика сотовых операторов настолько сложна, что обычному человеку в ней довольно тяжело разобраться. «Пользование мобильным телефоном в отпуске все еще может привести к довольно неприятным сюрпризам», - заявила комиссар по информационным технологиям и СМИ Вивьен Рединг.

Однако глава российской ассоциации GSM Вячеслав Афанасьев считает, что неразбериха, с которой решили бороться еврофункционеры, - это следствие не политики сотовых операторов, а болезней роста Европейского союза. Как он заявил корреспонденту «Фонтанки», это косвенно подтверждает и сам пресс-релиз Еврокомиссии. Как пример дисбаланса тарифов там отмечается, что, например, для абонента из Финляндии кипрский роуминг будет стоить всего 51 евроцент. В то же время поляку, чтобы позвонить домой с пляжа Мальты, придется платить целых 5,01 евро в минуту.

Сравнивать новых и старых членов Евросоюза бессмысленно, считает Вячеслав Афанасьев. По его словам, в Западной Европе роуминговые тарифы разных операторов уже давно находятся на примерно одинаковом и относительно невысоком уровне. Россия же по уровню развития рынка технологии мобильной связи все-таки ближе к странам, недавно присоединившимся к ЕС.

По словам Вячеслава Афанасьева, чтобы понизить в России тарифы на роуминговую связь и привести к общему знаменателю, «нужно было бы вернуться к методам советской командно-административной системы». Пока операторы сотовой связи имеют возможности для экстенсивного развития и используют для этого разные ресурсы (прибыль от основной деятельности, деньги, привлеченные за счет размещения своих бумаг на фондовом рынке), разнобой в ценах будет сохраняться.

Согласно опросу «Сотовика», большинство респондентов считают, что наиболее выгодные цены на роуминг среди операторов «большой тройки» («Билайн», «МегаФон» «МТС») предлагает «МегаФон». Такую точку зрения высказали 38% участников опроса. Действительно, сравнение тарифов основных операторов по разным направлениям показывают, что зачастую «МегаФон» может предложить более низкие цены. Вслед за ним в рейтинге потребительского доверия следует «Билайн», который недавно провел широкомасштабную рекламную кампанию своей новой роуминговой политики.

Эксперты соглашаются с тем, что норма прибыли за услуги дальней связи у «МегаФона» ниже, чем у других операторов. Главный редактор «Сотовика» Сергей Коляда даже не исключил, что по этим услугам «МегаФон» иногда работает себе в убыток.

Также эксперты отмечают, что важным аспектом формирования цен на роуминг стала недавно проведенная в России демонополизация рынка услуг дальней связи. Теперь для организации роуминга сотовые операторы могут выбирать разные, более или менее дешевые каналы.

Важность развития рынка для формирования цен на роуминг подтверждает и следующий факт. Отрыв по ценам в два раза предлагает только оператор «МегаФон Москва» - клиентов в столице много, а денег у них еще больше. Соответственно, в Первопрестольной есть за что бороться. Успехи «МегаФона Северо-Запад» пока значительно скромнее.

Тем не менее, как бы ни был развит рынок, очевидно, что за роуминговую связь всегда придется платить заметно больше, чем за местную. Однако на рынок выходят компании, которые предлагают вообще не платить за роуминг при поездке за границу, а еще перед отъездом купить себе sim-карту страны назначения, а на своем российском номере включить переадресацию.

Пока что такие компании работают в Москве. В Петербурге их услугами можно воспользоваться в некоторых тур-агентствах и через Интернет. Проект Sim-Service был запущен около месяца назад. По словам его исполнительного директора Алексея Мурзина, за это время удалось продать около 600 sim-карт. Через год за месяц планируется продавать 5000 карточек. Основным препятствием для развития своего бизнеса Алексей Мурзин считает консервативность большинства пользователей мобильной связи и их нежелание расставаться со свом «родным» номером.

Начальник отдела маркетинга компании World Travel Telecom Игорь Бортник более оптимистичен. Его компания работает на рынке уже второй год, в этом июле удалось продать 7-8 тысяч sim-карт. По сравнению с прошлым годом прирост составил 3/4, а в следующем году, по предположению Игоря Бортника, World Travel Telecom за месяц будет продавать в три раза больше карточек. Он считает, что для еще более успешного развития бизнеса не хватает только оборотных средств - в первую очередь, на рекламу.

Однако крупные операторы сотовой связи считают, что роуминг всегда будет значительно популярнее, и не опасаются конкуренции со стороны продавцов «туристических» sim-карт, считая, что этот бизнес всегда останется маргинальным. «Туристические» sim-карты могли бы быть более популярны при большей распространенности услуги Mobile Number Portability (MNP) – возможности перехода от одного сотового оператора к другому без смены номера. Такой принцип действует во многих странах мира, собираются принять его и в России. Однако есть мнение, что крупные сотовые операторы во всем мире не хотят терять своих клиентов и по мере сил стараются препятствовать внедрению и распространению MNP.

Николай Конашенок,
Фонтанка.ру